Запрет и кара

Министерство экономического развития России выступило с законодательной инициативой – запретить предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости третьим лицам. Запрет и кара в виде административного штрафа (от 50 тыс. до 600 тыс. руб.) или отлучение от должности на три месяца за предоставление такой информации адресованы органам власти всех уровней и простым смертным. Под третьими лицами подразумевается кто угодно. Причём фокус в том, что если третье лицо получит сведения об объекте недвижимости и передаст их кому-то или опубликует, оно, это третье лицо, сразу превращается в первое и получает кару по полной программе.

Как ни толкуй, но получается так, что предлагаемые изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях направлены в первую очередь против редакций СМИ и журналистов, которые расследуют преступления и злоупотребления с недвижимостью. Им без сведений из ЕГРН и ЕГРП никак нельзя.

Таким способом, проявив известную изобретательность, Минэкономразвития замахнулось на принцип гласности, закреплённый в современном законодательстве.

Понятно, чьи интересы лоббирует ведомство министра Максима Орешкина. Крупным собственникам недвижимости, чиновникам Росреестра, сановным лицам во власти, судьям некомфортно, когда появляются доказательные публикации об их неблаговидных делишках. Архив «Крестьянина» богат подобными разоблачениями.

Можно вспомнить, как глава хозяйства подарил сыну одного из бывших спикеров донского парламента 300 га пашни за лояльность. Или как родственники другого спикера завладели муниципальным пастбищем и пустили его под строи­тельство коттеджей. А ещё один земельный участок, приобретённый с помощью кадастровых манипуляций, записали на внука спикера, малыша четырёх лет от роду. Или наша недавняя публикация о спрятанной под видом невостребованной земле социальных работников на Кубани. На ней взросло бандитское сообщество, заматерело, проникло во власть и разложило правоохранительную систему края.

Чтобы вскрывать и обнародовать подобные преступления, необходимы сведения из реестров недвижимости и прав. Ведь до чего мы дожили! Один из кущёвских бандитов даже обратился в суд с иском о защите чести и достоинства к редакции «Крестьянина». Правда, по ходу рассмотрения иска выбросил белый флаг и предложил мировую. А если бы мы не имели точной информации о землях и финансах бандитского хозяйства, что тогда?!

Мы знаем по собственному опыту, как болезненно реагирует Росреестр на публикации о кадастровых ошибках. Но ведь люди годами мучаются, пытаясь узаконить свою недвижимость. И получают отказы из-за наложений, пересечений, вклиниваний земельных участков, которых на самом деле нет. Их создали в виртуальном пространстве и на бумаге кадастровые инженеры при подготовке межевых и технических планов, актов обследования и картографических материалов.

Как всё это выяснять и исправлять без реестровых данных?

Президент и премьер в своих выступлениях нередко ратуют за прозрачность отношений во всех сферах деятельности. А Минэкономразвития, наоборот, стремится навести тень на плетень. Зачем?

Министерство экономического развития, судя по названию, призвано двигать экономику, искать, формировать и активировать факторы её роста. Но как это делать, видимо, в ведомстве плохо знают. Во всяком случае, регулярно объявляемые проценты роста экономики страны колеблются из года в год в пределах статистической погрешности. И как не реформируют Росстат, выжать из него оптимистический прирост не удаётся.

Да и вообще странному ведомству не везёт. Чудаковатого министра Улюкаева посадили в тюрьму. А его преемника Орешкина депутаты Госдумы недавно прогнали с трибуны за отсутствие понимания и знания сложившейся ситуации в экономике.

Может быть, поэтому в министерстве занялись лоббированием интересов узкой группы лиц, которые имеют больше, чем всё. И теперь они хотят иметь своё корпоративное законодательство, ограждающее их от общественного контроля.

Виктор ШОСТКО