Лучшее, конечно, впереди

На прошлой неделе по ТВ показали «Разговор с Дмитрием Медведевым». По замыслу режиссёра, это должно было выглядеть так, как будто журналисты двадцати федеральных телеканалов получили шанс задать – всего по одному! – волнующему вопросу председателю российского правительства.

Но выглядело, конечно, иначе.

Коррупция в стране, миллиардные дотации госкомпаниям, плачевное состояние российских сёл и теневая экономика – всё это не обсуждается. Острые углы сточены, а то, что осталось, отшлифовано до политкорректного блеска. Спрашивающая про падение доходов россиян Елена Винник тут же сама кидает спасительную соломинку: да, мол, конечно, это не только из-за роста цен, но и потому, что нужно платить по кредитам. Медведев мысль подхватывает («Эти кредиты люди берут по собственной воле. Это не какие-то навязанные инструменты») – и вот уже ответственность за низкие доходы плавно перетекает с правительства на людей, которые – дураки, что ли? – сами себе вешают на шею кредитный хомут, беднеют сами и портят к тому ж федеральную статистику.

Но эти рассуждения остаются за кадром, а в кадре – Дмитрий Медведев, произносящий утешительное: «Тренд изменился, доходы начали расти». Плюс, конечно, очень незначительный – 0,2-0,3% (у человека со среднестатистической зарплатой этот «рост» составит не больше 50 рублей).

– Но дело даже не в этом, важнее всего самочувствие людей, – говорит Медведев. – Если они понимают, что их доходы стабильны или – ещё лучше – растут, то это хорошо.

Несколько лет подряд мы беднели и беднели, и вот теперь, когда дальше беднеть некуда, мы достигли пика, тогда стало хорошо.

Мы вообще живём, судя по вопросам, которые задавали Медведеву, очень хорошо. Чего достигла российская экономика за год? Как привлечь молодёжь к обсуждению нацпроектов? Почему люди хотят в СССР? Как поддерживаете командный дух в кабинете министров? Какую книгу посоветуете прочитать каждому ребёнку? Что бы вы сделали, вернувшись на один день в 1990-е годы?

Остроумный Иван Ургант в своей вечерней передаче пошутил, что этот «Разговор с Дмитрием Медведевым» следовало дополнить вопросами «Нужно ли плевать на червя?» от телеканала «Охота и рыбалка» и «Какая принцесса вам больше нравится?» от «Диснея».

Лично у меня вопрос остался только один – зачем нужна была эта конференция? Чтобы на вопрос, когда у нас будут нормальные поликлиники и ФАПы, услышать «ситуация очень сложная», «общее состояние первичной сети в целом ряде регионов удручающее», «здесь надо что-то делать» и «мы как-то делились эмоциональными впечатлениями с Владимиром Владимировичем Путиным на эту тему»?

На первичное звено медпомощи, говорит Медведев, требуется около 550 млрд рублей, и «эти деньги жалеть нельзя ни в коем случае». Приятно, что премьер-министр это понимает. Но когда же будут «видимые изменения»? 

– Кто не хочет видеть преобразования, их и не увидит, – говорит Медведев.

Кто не хочет чувствовать рост доходов – тот и не почувствует. Кто не хочет ощущать стабильности – тот и не ощутит.

Запомнился ещё ответ премьер-министра на вопросы про санкции, торговые войны и международные отношения в целом, которые у нас сейчас складываются не лучшим образом. Как дальше будет развиваться ситуация, спрашивает Полина Кастрицкая с ТВЦ.

– Вообще, я оптимист, – отвечает Медведев. – Всё будет хорошо в исторической перспективе, а сейчас будет сложно. Человечество бы вообще исчезло, если бы в конечном счёте не было в исторической перспективе всё хорошо.

Поэтому – что там ваши ФАПы, мизерные пенсии, сокращения врачей и беспредел с земельными угодьями? В исторической перспективе у нас всё будет хо-ро-шо. В политике, в дипломатии и, особенно, в экономике самое главное что? Правильно, настрой.

Александра КОРЕНЕВА