С приветом от Конституции

…А Елена Николаевна из Ростова просит передать привет её родственнице, Гуськовой Татьяне Владимировне, которая проживает в селе Ртищево Архангельской области. Нет, это не «Поле чудес», а одна из «народных поправок» в Конституцию Российской Федерации, поступающих в огромном количестве в рабочую группу. Как сообщил телеканал «Дождь», телевизора у Татьяны Владимировны нет, а Конституцию Российской Федерации она прочтёт обязательно. Поэтому получается, что самый эффективный способ передать ей привет – это вписать его в Конституцию. По крайней мере, в этом убеждена наша землячка Елена Николаевна. 

Конституция РФ давно лежала на полке без особого употребления. Ну а как прикажете использовать записанные в ней право на мирные митинги или независимость судей?

Разве что как светлый идеал. Но всё изменилось 15 января, после слов Владимира Путина: «Пришло время внести в основной закон страны некоторые изменения». 

Буквально в тот же день оказалось, что нужно не просто внести, а срочно внести. Что времени нет не только на раскачку, а даже на серьёзное обсуждение, без которого как-то странно перекраивать основополагающий государственный документ. Почему? Ну так уж у нас принято.

Не сходя с места президент создал рабочую группу из 75 человек, куда помимо юристов и политологов вошли двукратная олимпийская чемпионка, атаман Всерoссийского казачьего общества, сопредседатель Ассoциации студенческих спортклубов России, врачи, актёры и другие квалифицированные специа­­листы по переписыванию конституций. 

И понеслось…

Патриарх Кирилл предложил обязательно упомянуть в Конституции Бога. Тут, правда, возникла некая закавыка в виде статьи 14, закрепляющей светский характер государства.

Беда в том, что эта статья очень неудобным образом расположена в Главе 1 (Основы конституционного строя), которую переписывать можно, только предварительно созвав Конституционное Собрание. Но на помощь, как всегда, пришли сообразительные блогеры, предложив универсальный вариант: «Слава богу, Российская Федерация – светское государство». 

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) настаи­вает на внесении в Конституцию понятия «русский народ». Куда при этом девать татар, калмыков и других сынов степей и гор, священнослужитель не уточняет. 

Рабочая группа уже одобрила поправки в преамбулу к Конституции: о большом значении культурного наследия России, о важной роли институтов гражданского общества, о недопустимости фальсификации истории и искажения роли подвига российского народа во Второй мировой войне (а кто начнёт разводить дискуссии – карать по закону). А предложения продолжают сыпаться – одно судьбоносней другого. Например, переименовать президента в Верховного правителя и законодательно обязать граждан писать его с большой буквы... 

Блогеры и тут не остались в стороне и обогатили обсуждение массой ответных предложений. Например, двигать Москву каждый год на сто метров к Чёрному морю, пока она до него не доползёт. Выдать всем пенсионерам по миллиону долларов, которые они должны будут вернуть по окончании пенсии, а официальным приветствием в армии сделать подмигивание. 

Тем временем Госдума в первом чтении одобрила законопроект о поправках, внесённый Владимиром Путиным. Но главным действующим лицом в этом спектакле, согласно действующей пока Конституции, должен быть российский (пока ещё не «русский», а «многонациональный») народ – источник власти. Он им и будет: в апреле состоится всенародное голосование, после которого закон о переписывании Конституции подпишет (или не подпишет?) президент (а может, к тому времени уже Верховный правитель?) Владимир Путин. 

Уже известно, что голосовать будем «пакетом», то есть либо «мне всё нравится», либо «мне всё не нравится». Потому что творцы новой Конституции сочли, что разбираться с каждой статьёй по отдельности слишком заморочно для граждан. Чем, в общем-то, подтвердили ритуально-декоративный характер голосования. Вот мне, например, нравится, что количество президентских сроков ограничат двумя (без расплывчатого «подряд»). И совершенно не нравится, что российская Конституция будет иметь приоритет над международными договорами, а судьи Конституционного и Верховного судов фактически будут подчиняться президенту. Последнее, кстати, настолько не понравилось знаменитому адвокату Генри Резнику, что он даже отказался войти в рабочую группу. Без него там легко обошлись, но как нам с Генри Марковичем теперь прикажете голосовать?

А вот под чем я безоговорочно готова подписаться – это под предложением передать привет Татьяне Владимировне Гуськовой из села Ртищево Архангельской области.

Замечательной женщине, живущей без телевизора и читающей Конституцию РФ. 

Анна КОЛОБОВА