Дозвольте собачку выгулять

Помнится, в советские времена ходил такой анекдот: «Когда будет третья мировая война? – Третьей мировой не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется».

А на днях кто-то высказал мысль, что вот она, третья мировая, и настала. Только – и это великое наше счастье – воюет не один народ с другим, а всё человечество – с общим микроскопическим, но грозным врагом. И, как и было давно предсказано, победить в этой войне можно будет не пушками и танками, а только с помощью умных решений и высоких технологий.

С технологиями как раз всё более или менее понятно: хотя ни лекарства, ни вакцины пока нет, но лучшие умы человечества бьются над решением этой проблемы. И, по крайней мере, вакцину обещают сделать – может, через год-полтора, но сделают обязательно. А вот что касается умных решений...

Мы давно тут живём, а потому и не ждали особой помощи ни от федеральной, ни от региональной власти. Прикидывали лишь масштаб грядущих неприятностей, но, кажется, его недооценили. В борьбе с коронавирусом Госдума первым делом ввела кучу штрафов, в которых запутались не только граждане, но и юристы. В результате московские носители коронавируса, нарушившие режим карантина (настоящего, медицинского) получили штрафы по 4 тысячи рублей. А здорового уфимца, не читавшего последних новостей и просто не вовремя вышедшего прогуляться, оштрафовали на 15 тысяч. Задержание же полицией на Патриарших прудах москвича по имени Иисус, законопослушно выгуливавшего свою собаку возле дома (причём пса просто бросили на улице), невольно подтвердило лютый абсурд происходящего.

Большинство вменяемых людей давно согласилось, что карантин – в том или ином виде – необходим. Но федеральная власть не стала объявлять режим ЧС, за который пришлось бы нести серьёзную ответственность. Она предпочла переложить основную часть этой ответственности на регионы. Таким образом, губернаторы получили некоторую свободу и, соответственно, возможность из решений выбирать самые умные. Вот они и навыбирали…

В Чечне не стали мелочиться, а сразу ввели комендантский час с 20:00 до 8:00. Рамзан Кадыров, правда, заявил, что это «акция стоп-движение», а никакой не комендантский час. Ну да кто не понял, тот поймёт. 

В соседнем Краснодарском крае не стали смягчать выражения, а прямо объявили карантин и тотальную самоизоляцию – решение, вызвавшее у юристов большие сомнения в его законности. Впрочем, вопросы о соответствии Конституции и дейст­вующему законодательству отпали сами собой, когда стало известно, что следить за соблюдением режима будут казачьи патрули. Которые, как известно, руководствуются собственными казачьими понятиями «любо» и «не любо», а в качестве главного юридического аргумента применяют нагайку. Причём для убедительности казаков ещё и усилили вооружёнными омоновцами. Далее кубанские власти отменили свободный проезд для транспорта и разработали изощрённый порядок выдачи разно­цветных спецпропусков, ожидаемо собравший гигантские очереди (бог весть, сколько народу могло подхватить в них вирус). Перегородили въезды в город и дали от ворот поворот всем, не имеющим краснодарской регистрации – в том числе и жителям города. «Несколько человек остались ночевать в машинах на обочине… Кто-то поехал в Краснодар просёлочными дорогами. Я утром тоже поехал по полям», – рассказал «Кавказскому узлу» Валерий Новиков, к своему несчастью, прописанный у родителей в Ростовской области – от них и возвращался. На фоне этого рукотворного хаоса ограничение работы общественного транспорта, в городах поменьше обернувшееся её фактической отменой, выглядит сущей мелочью. Ну, закрытие рынков, сокращение времени работы магазинов – это уж само собой. 

В Волгоградской области разработали специальную форму уведомлений для граждан, которым вздумается вынести мусор или купить продуктов. «Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу ..., уведомляю об убытии из места проживания с целью похода в магазин, аптеку и выгула собаки», – приводит «Интерфакс» пример такого документа.

И нет, это не шутка. 

В некоторых северных регио­нах и вовсе покусились на святое: в Пермском и Красноярском краях, Кемеровской области, Карелии и Башкирии ограничили продажу алкоголя, а в Якутии и Забайкалье вообще временно ввели сухой закон. 

Тут в ужасе проснулся Минпромторг, вполне обоснованно предрёк «рост доли нелегальной продукции и серьёзное социальное напряжение» и попросил больше так не делать.

А заодно огляделся по сторонам и велел региональным властям умерить прыть: открыть рынки и ярмарки, пустить людей в гипермаркеты (как вот туда добираться, правда, не совсем понятно), разрешить получение интернет-заказов… Потому что «закрытие указанных форматов торговли влечёт увеличение нагрузки на магазины, в том числе концентрацию покупателей в торговых залах». То есть создаёт идеальные условия для распространения заразы. Также как и многие прочие «меры по борьбе с коронавирусом».

…А в это время правительство солнечного Туркменистана со снисходительной усмешкой наблюдает за всей этой суетой. В Туркмении не зафиксировано ни одного случая Covid-19. Всё просто: власти Туркмении запретили использовать слово «коронавирус» и исключили его из обихода. Граждан, говорящих вслух запретные слова и надевающих маски в общественных местах, можно сразу вполне законно арестовывать. Как заявил ранее президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, на протяжении тысячелетий в стране создали свои национальные методы профилактики различных инфекционных заболеваний.

Пора устраивать обмен опытом.

Анна КОЛОБОВА