Спутник жизни или смерти?

ВЦИОМ опубликовал данные соц­опроса россиян о готовности вакцинироваться против коронавируса. 52% выразили недоверие русскому препарату «Спутник-5», 42% готовы привиться. Главные причины отказов – люди «боятся, не верят, опасаются».

Оставлю сейчас за скобками 42% согласных (вероятно, это те, кто привык выбирать из двух зол меньшее – для них лучше неизвестность, чем смерть от ковида). Поговорю о боязливых, неверящих и опасающихся.

В мире очень мало абсолютных проявлений чего бы то ни было. И в числе «отказников» есть те, кто не верит отечественной науке и медицине в большей или меньшей степени. Всё, что они слышат о вакцине, сопоставляют с собственным опытом посещения врачей и накопленной раньше информацией. Из этого они составляют ответ «скорее, да» или «скорее, нет».

До начала массовой вакцинации ещё не один месяц. Но если государство хочет получить эффект от этого мероприятия, оно должно обеспечить благоприятную среду: раскрыть всю информацию о вакцине, наиболее полно ответить на все возможные вопросы обывателя. Чтобы количество согласных вакцинироваться превышало количество отказников.

Что же сейчас мы видим? Полное отсутствие публикаций об испытаниях российской вакцины даже в профессиональных изданиях. «Это для меня непредставимо, — цитирует слова известного российского кар­диолога Ярослава Ашихмина «Новая газета». — Я просто не понимаю, как это возможно. Сейчас существуют специальные медицинские райтеры, возьми их, они тебе быстро всё оформят и напишут, ковид — горячая тема, любой журнал оторвёт эту статью с руками: вот, здорово, вакцина от ковида, им тоже нужно, чтобы их цитировали».

«Отсутствие публикаций — это не просто странно. Это красный сигнал», – пишет обозреватель издания.

Возможно, эти публикации появятся позже, но в таком случае зачем государству преждевременно объявлять о начале вакцинации медработников и учителей? И кем в таком случае они должны себя ощущать? Довод в защиту вакцины от главы государства, что он свою дочь привил, относится к эмоциональной сфере (из того же рода, что «мамой клянусь»). Но он, очевидно, проигрывает нашему личному опыту обращений к врачам (кто хоть раз в жизни не сталкивался с неправильным диагнозом, неправильно подобранными медицинскими препаратами, когда «одно лечат, другое калечат»?). 

В отсутствие полной информации лично я невольно соотношу своё суждение о безопасности новой вакцины с ходом события, которое, на первый взгляд, не имеет с ней ничего общего – странным ухудшением состояния здоровья оппозиционного политика Алексея Навального.

Человек, разоблачающий коррупционеров, неожиданно впал в кому при перелёте из Томска в Москву. Главврач больницы, в которую он был доставлен, выдвигал малопонятные версии о причинах: резкое снижение уровня сахара в крови, побочный эффект от приёма таблеток от похмелья. Хотя у окружения Навального есть все основания предполагать, что его отравили. 

Путин, отвечая на вопрос главы Европейского совета о состоянии Навального, сказал просто: «Он заболел». (Как тут не вспомнить знаменитое «Она утонула» про трагедию с подлодкой «Курск»?)

Основатель «Билайн» Борис Зимин оплатил транспортировку и лечение Навального в клинике Charite в Германии. Добиться качественного обследования в России родственникам не удалось. Лично мне легко понять их недоверие к заключению российских врачей. Сколько было примеров, когда истории болезни фальсифицировали или уничтожали для сокрытия следов отравлений оппозиционных политиков (Юрий Щекочихин, Анна Политковская, Владимир Кара-Мурза).

«В коме находится не только Алексей Навальный, но и российская государственность. Она больше не берётся за обеспечение базового права своих граждан — права на жизнь», – пишет редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов. И я думаю, это вполне соотносится с данными ВЦИОМ о том, что люди «боятся, не верят, опасаются».

Инга СЫСОЕВА