Леопард леопарду – корова дойная?

«Идиотизм или преступление?» – назвал журналист Андрей Караулов видеоблог о подмосковном фермере Артёме Петухове. Успешный бизнесмен владеет тремя фермами в Орехово-Зуевском районе, занимается производством и переработкой говядины, свинины, курятины, баранины. В этом году, в апреле, в самый разгар пандемии, когда со всех экранов звучали обещания президента и правительства поддержать предпринимателей, Петухов получил из администрации уведомление о повышении арендной платы на 3 га земли в 40 (!) раз.

«Мы сначала думали, что это ошибка, – рассказал фермер. – Этот участок мы обрабатывали в течение 10 лет и платили около 100 тысяч рублей в год. Вокруг полно пустующих земель, на которых борщевик растёт, и этот участок тоже был когда-то таким, пока его нам не навязала администрация под расширение фермы. Им нужно было его пристроить, потому что болотистая местность, а в ближайшей деревне не было никаких коммуникаций: ни газа, ни центрального водоснабжения. Мы его осушили, сделали мелиорацию, построили ферму и переработку, и теперь такой сюрприз – арендная плата повышена до 4 миллионов рублей».

Обращения в прокуратуру и в суд ничем не помогли. Всё правомерно: аренду повысили решением совета депутатов. И причина нашлась: в земле содержится ценное полезное ископаемое – торф. Как будто его до этого не было.

Теперь у фермера осталась единственная надежда, что скандал через журналистов дойдёт до ушей президента. Иначе ферму придётся закрыть.

Эта история глубоко возмущает, но совсем не удивляет. Так же, как и беспредел в отношении коллеги Петухова – фермера из Домодедова Александра Черкасова. В его защиту на днях выступила российская АККОР. Владимир Плотников лично написал обращение генеральному прокурору.

Черкасов – кандидат биологи­ческих наук, в 1999 году основал парк «Пространство детской мечты», который сейчас пользуется популярностью у российских и иностранных туристов. Некоторые арт-объекты парка вошли в книгу рекордов России. Детям нравится музей коров («Му-Музей») и парк сказок, а музей башмака, в котором собрана обувь всех времён и народов, ожидает включения в Книгу рекордов Гиннесса.

«Комплексу угрожает ликвидация, так как создателя проекта – Александра Викторовича Черкасова – суд признал банкротом», – опубликовала АККОР на своём сайте. Беда пришла после того, как банк повысил проценты по кредиту фермера. А в августе по решению суда все здания парка и жилой дом Черкасова арестовали. Так что у человека отняли и жильё, и дело всей его жизни.

С беспределом со стороны государственных органов – судов, администраций и различных надзоров – фермеры сталкиваются постоянно. Но особенно страшно, когда это получает такие гипертрофированные проявления, да ещё в период мощнейшего кризиса российской экономики, вызванного шоками 2020 года — пандемией COVID-19 и весенним обвалом цен на нефть.

Рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги» провело любопытное исследование, какие отрасли не пострадали от кризиса и развиваются быстрее. Сельское хозяйство причислили к бенефициарам кризиса – «леопардам». Якобы «взрывной» рост спроса на потребительские товары в период пандемии обеспечил рывок его развития в первые месяцы 2020 года. Эксперты прочат сельскому хозяйству «прирост выручки от 5 до 10% в год и роль локомотива российской экономики на ближайшее время», – пишет в обзоре РБК.

Невольно закрадывается мысль: так может, хищное поведение по отношению к фермерам со стороны администраций, судов и банков как раз и объясняется столь оптимистичными данными исследований? Вот только как объяснить теоретикам, что и в дикой природе леопард леопарду рознь и что нельзя из леопарда даже при глубокой нужде делать дойную корову.

Впрочем, обвинить госорганы в негибком подходе тоже нельзя. Пример прямо противоположный – из Хабаровска, где китайцы выкупили молочную ферму «Сергеевское». Главным привлекательным активом для иностранцев были вовсе не коровы, а земля: вместо кормовых культур они всё засеяли соей, которую нынче так выгодно экспортировать в Китай.

Работники фермы забили тревогу: животные два года не видели ни травы, ни сена. Нет даже соломы для подстилки. «Стоят в говне, и в этом говне мы их доим», – рассказывает на видео, облетевшем все соцсети, доярка Роза.

Предвидя, что животные не переживут эту зиму, они написали в Минсельхоз России и получили ответ: «Проводить внеплановые проверки на предприятии Россельхознадзор может только после согласования с прокуратурой и лишь при наличии фактов причинения или угрозы вреда здоровью людей».

А что, всё обоснованно и логично: посевные площади и валовые сборы растут, увеличивается экспорт, поручения президента выполняются, мораторий на проверки соблюдается. А дойные коровы… Ну, постоят, сколько ещё продержатся, выжмут из них последнее и отдадут на съедение какому-нибудь китайскому леопарду. Выживает сильнейший.

Инга Сысоева