Художественный вымысел или преступный умысел?

До пяти лет тюрьмы и до пяти миллионов штрафа: Госдума приняла во втором чтении законопроекты об усилении административной и уголовной ответственности за публичное оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны, реабилитацию нацизма и искажение роли СССР во Второй мировой войне. Будьте осторожны: понятие о том, что такое «оскорбление», «искажение» и «реабилитация», у наших депутатов столь своеобразное, что любой из нас может вступить на преступный путь, даже не заметив этого.  

В России живут около 70 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны. С учётом лиц, приравненных к ветеранам по статусу (вдовы, блокадники и др.) – немногим более миллиона. Благодаря отличному проекту

«Мечта ветерана», запущенному недавно в интернете, мы можем убедиться, что, несмотря на относительно большие по российским масштабам пенсии, ветераны не роскошествуют. 93-летний Виктор Петрович Хлебников из

Бурятии мечтает о замене линолеума в квартире и ремонте в ванной комнате. 94-летняя Вера Яковлевна Кашкина — о том, чтобы в доме были душ и туалет. А вот целых две мечты 93-летней Марии Андреевны Шевченко – о новом большом телевизоре и о телефоне «с большими кнопками» – добрые люди уже исполнили. Спасибо им!

Более 40% ветеранских мечтаний связаны с жилищно-коммунальными проблемами, 24% – с бытовыми. Вот бы куда приложить депутатскую энергию. Но народные избранники — люди, мыслящие возвышенно и масштабно.  

По мнению одной из авторов законопроекта — вице-спикера думы Ирины Яровой — жизненно необходимо карать за «действия, которые будут осквернять память, оскорблять ветеранов и оскорблять память не только ныне живущих ветеранов, (...) но и оскорблять, осквернять память ушедших». 

Согласно архивным данным, в Великой Отечественной войне участвовало около 35 миллионов советских военнослужащих. Как легко посчитать, более 34 млн из них уже нет в живых: они погибли в сражениях либо скончались в последующие 75 с лишним лет. Да простит меня защитница их интересов вице-спикер Яровая, среди них были очень разные люди. Например, активное участие в войне принимали Иосиф Сталин и Лаврентий Берия. Если я публично назову обоих преступных мерзавцев теми словами, которых они заслуживают и которыми их проклинают дети, внуки и правнуки пострадавших от репрессий, – получается, мы все подпадаем под действие нового закона? 

А штрафы и сроки там, напомню, нехилые: до пяти миллионов и до пяти лет. Что интересно, за оскорбление ветерана в офлайне дают всего до трёх лет. А через интернет — до пяти. Наверное, ветераны, которым хорошо за девяносто, прямо-таки не вылезают из твиттера и фейсбука? Или так и задумано, что оскорбляться за них будут специально назначенные люди — помоложе?

Ровно те же штрафы и сроки получат и граждане, рискнувшие нарушить запрет на «реабилитацию нацизма и распространение заведомо ложных сведений о роли СССР во Второй мировой войне». 

Историкам стоит сразу менять профессию, потому что научные дискуссии могут обойтись им очень дорого. Скажем, бывший министр культуры, а ныне помощник президента РФ Владимир Мединский свято верит в легенду о 28 панфиловцах, называя её символом подвига народа в Великой Отечественной войне. Тех, кто придерживается иного мнения, Мединский в одном из интервью назвал «кончеными мразями». Относится ли это определение к сотрудникам Генеральной прокуратуры СССР, официально заявившим после расследований 1948 и 1988 гг., что это «художественный вымысел» двух фронтовых корреспондентов, а на самом деле не было никаких 28 панфиловцев? Какие сведения будут считаться заведомо ложными? Суд разберётся?

Проголосовали за оба законопроекта, как водится, почти единогласно. Против неожиданно высказался только депутат от ЛДПР Сергей Иванов: назвал законопроекты «спекулятивно-политическими» и заявил, что если бы не дело Алексея Навального о «клевете» на участника войны Игната Артёменко, то о защите ветеранов никто бы и не вспомнил. 

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев сказал, что наказывать депутата за дерзкое выступление не будут. 

Потому что у нас свобода слова.

Анна КОЛОБОВА