Вам подарок от агента

Псковский журналист Денис Камалягин* на днях раздавал деньги. Губернатору Ведерникову послал 99 рублей, депутату Госдумы от Псковской области Козловскому (он же –  руководитель регионального  отделения партии «Единая Россия») – почему-то на рубль больше. И мэра города Пскова Цецерского не забыл – отправил ему от щедрот небольшую сумму. 

Что, главный редактор провинциального издания «Псковская губерния» такой богатый человек? Это вряд ли. А губернатор с депутатом и мэром – неужели бедствуют и голодают? Тоже сомнительно. Так в чём же дело?

А дело в том, что аккурат перед новым годом Камалягину* внезапно присвоили статус СМИ – иностранного агента. Да, лично ему – статус целого злокозненного средства массовой информации. А за что – он до сих пор не может выяснить. Подавал в суд, объяснял, что ничего иностранного за собой не замечал, да и в политику особо не лез – разве что в рамках прямых журналистских обязанностей. Просил хоть намекнуть, что он такого крамольного сделал или написал – без толку. Сказали тебе, что ты иноагент – иди и выполняй свои иноагентские обязанности: шпионь, вреди или что там ещё положено.

Одного не учли власть имущие: иноагентство – это заразно. И заразиться им можно, как любой инфекцией, даже соблюдая все меры предосторожности. Там ведь что нужно? Во-первых, чтоб тебя профинансировали из-за рубежа – например, бабушка из Белоруссии прислала пару сотен ко дню рождения. И ещё чтобы ты занимался политической деятельностью – скажем, написал в интернете, что ты не всегда в бешеном восторге от того, что делает правительство.

А самое главное, что забугорные деньги ты можешь получить, а можешь от них отказаться – без разницы. Раз их прислали – ты агент, и точка. А чтобы прислать кому-то деньги, нынче достаточно знать номер телефона, к которому привязана карта. 

Этим и воспользовался коварный журналист: одним росчерком он превратил верхушку Псковской области в лиц, связанных с 
иноагентом, да ещё получающих от него финансирование. И, как того требует закон, немедленно отчитался перед Минюстом: я, иностранный агент такой-то, профинансировал граждан, указанных ниже, в своих вероломных целях. Кстати, теперь, когда эти граждане пойдут на выборы, если следовать букве закона, они должны в своих агитационных материалах отвести не менее 15% площади на признание в своих связях с иностранным агентом. 

Когда разгорелся скандал, первые лица Псковской области, конечно, отослали деньги назад – только, как уже было сказано, это мало что меняет. И, оправившись от первоначальной растерянности, устами советника губернатора по информационной политике Антона Сергеева заявили, что ни в каком иноагентском финансировании отчитываться не будут, потому что не вели «политическую деятельность в интересах иностранного государства» и не приобретали на эти средства «ничего в интересах кого-либо». И вообще, это всё «словоблудие». 

А кто бы спорил? Конечно, словоблудие – все эти шпионские бредни, получившие силу закона. Только для множества людей это словоблудие обернулось разрушением дела всей жизни, а для благотворительных фондов и других некоммерческих организаций – закрытием. Как, например, для саратовского общества диабетиков: отчаянные требования обеспечить их лекарствами некий бдительный товарищ счёл политической деятельностью и вражеской пропагандой. Иностранное финансирование? Было бы отечественное – наверное, обошлись бы без иностранного. А работать с клеймом иноагента больным диабетом оказалось не под силу: там и требования другие, и отчётность намного сложнее – закрылись через пару месяцев.

В общем, хотя клеймом иноагента награждают чаще всего работников СМИ и общественных деятелей, влипнуть в это дело может любой.

А что касается псковской истории... Оно понятно, что к губернатору со товарищи закон отнесётся намного ласковей, чем к независимому журналисту: не признают их врагами отечества – хотя уж они-то политической деятельностью точно занимались. Но ситуация, согласитесь, скользкая. (Вот депутату, наверное, особенно обидно: получить по голове тем самым нормативным актом, который ты сам принимал в Госдуме, – есть в этом какой-то изощрённый цинизм.)

Впрочем, как закончится эта история, мы ещё увидим. А эту колонку я теперь – не по собственной воле, а по требованию закона – должна завершить так:
*Денис Камалягин – средство массовой информации, внесённое Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Анна Колобова,
ведущий редактор