Не тянет!

На прошлой неделе новости из северной столицы будоражили кровь адептов газомоторного топлива, цены на которое пять дней подряд били рекорды на товарно-сырьевой бирже, достигнув в среду 53 353 рублей за тонну.

То есть с начала года биржевая цена на сжиженные углеводородные газы выросла более чем в два раза. И лишь в четверг забрезжил просвет, когда стоимость снизилась до 52 916 рублей за тонну.

Напомним, что прошлым летом газ автовладельцам отпускали по 14-19 рублей за литр. Не мудрено, что началась  массовая миграция бывших поклонников пропан-бутана и метана обратно на бензин. Он, конечно, тоже дорожает. Но цены на бензин государство худо-бедно всё же корректирует. По газомоторному топливу — нет. Ещё совсем недавно, в начале апреля, в Минэнерго заявляли: «В соответствии с законодательством РФ цены на реализуемый в качестве моторного топлива СУГ не подлежат государственному регулированию, так как они  не относятся к продукции естественных монополий. Ценообразование носит исключительно рыночные принципы и складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения».

Но, видно, припекло. Потому что в августе вице-премьер РФ Александр Новак по итогам совещания о ценах на нефтепродукты в России поручил Минэнерго проработать меры стабилизации рынка СУГ, чтобы гарантировать достаточный уровень предложения для потребителей. Потребители и сами уже догадались, что подорожание газомоторного топлива  явно рукотворное, не рыночное. В принципе, многие автовладельцы и так критически относились к переходу на газ, хоть государство и пыталось своими инициативами стимулировать этот процесс, понимая, что рано или поздно цены на него всё равно взлетят. 

А какая шла агитация из всех «утюгов» за «топливо будущего»! Ещё год назад со всех правительственных трибун призывали устанавливать газобаллонное оборудование (ГБО), суля  транспорту «высокого экологического класса» дифференцированную ставку транспортного налога и прочие преференции, которые только собирались рассмотреть. Компания «Газпром газомоторное топливо» – дочка ПАО «Газпром», специально созданная для системной работы по развитию рынка газомоторного топлива, завлекала клиентов «экономией до 60-65% от чека с бензиновых заправок», перевозчикам обещали экономию до 200 тысяч рублей в год.

Но это малым и средним предпринимателям — таксистам, владельцам общественных маршрутов, у которых целый парк машин, общий пробег которых насчитывает десятки и сотни тысяч километров в год. Владельцам авто, чтобы отбить его переоборудование под газ  (40-65 тысяч рублей), даже при былых ценах приходилось кататься несколько лет. Математика простая: расход газомоторного топлива на 100 км примерно на треть больше, чем бензина. И если газ дешевле всего на 30%, то ездить на нём уже дороже.

Из ушедшего теперь в историю 2017 года такие перспективы не просматривались, и Ростовская область заключила с «Газпромом» соглашение о развитии рынка газомоторного топлива. А в конце следующего года регион ещё прочнее стал на «зелёный» путь, включившись в пилотный проект.

– Суммарно потенциал использования метана в качестве моторного топлива оценивается на уровне 100 тысяч единиц техники. Сюда включены пассажирский, грузовой и легковой транспорт, сельскохозяйственная, коммунальная и дорожная техника. По оценке Минтранспорта, до 2025 года потребуется ещё 450 пассажирских автобусов, работающих на газомоторном топливе, – отмечал тогда в своём выступлении губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Был подписан план мероприятий на 2018-2021 годы, согласно которому число газозаправочных объектов должно было вырасти с имеющихся 11 до 39. Присутствовавший на том совещании председатель правления УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс говорил, что инвестирование в производство оборудования для газовых заправок — «необходимый шаг для импортозамещения и расширения инфраструктуры в такой социально важной сфере, как доступ к экономичному топливу».

«Экономичность» на товарно-сырьевой бирже с каждым днём всё более накрывается медным тазом. Но мы, как говорится, не привыкли отступать. 

– Мы стремимся расширить газозаправочную инфраструктуру и увеличить количество транспорта, работающего на газомоторном топливе. Для обеспечения растущего числа такого транспорта газозаправочной инфраструктурой продолжено строительство автомобильных газовых заправок. К концу года общее количество таких объектов достигнет 41, – эту цитату из выступления замгубернатора Ростовской области Игоря Сорокина правительственная пресс-служба опубликовала в сообщении о том, что в 2021 году введут в эксплуатацию ещё восемь газовых заправок.

В свете стремительно растущей цены на газ достижение кажется уже сомнительным. Как сомнительной виделась ещё несколько лет назад необходимость переводить на газомоторное топливо сельскохозяйственную технику. И дело даже не в слабо развитой инфраструктуре. В 2013 году II открытый чемпионат России по пахоте проходил в Ростовской области. В духе новаций трактора работали на метане. «Ну, как на газе?» – интересовались зрители у прошедших очередной тур конкурсантов. Не сговариваясь, механизаторы честно отвечали: «Не тянет...»

Людмила ВОРОБЬЁВА