Подопытные школьники

Страшнее коррупции может быть только борьба с ней! – однажды пошутил губернатор Костромской области Сергей Ситников. Перефразируя афоризм, можно сказать, что страшнее стрельбы психопата может быть только инициатива правительства по профилактике подобной стрельбы. После случая в Перми власти решили принять превентивные меры: подростков с опасными наклонностями они собираются вычислять... посредством школьных сочинений.

Заниматься анализом письменных работ учащихся предложено одной из структур Федерального агентства по делам молодёжи – Центру изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды. По замыслу правительства, центр должен разработать некую компьютерную программу, которая будет проверять сочинения школьников и выявлять в них «склонности к социально опасному и деструктивному поведению». Видимо, авторы идеи уверены, что студент, задумавший теракт, может обвести вокруг пальца врача-психиатра (как это успешно сделал Тимур Бекмансуров), но не машину, беспристрастно отыскивающую слова и выражения, характерные для потенциальных убийц.

Сообщество душеврачевателей теряется в догадках, как можно создать такую программу. Детский психиатр Европейского медицинского центра Павел Зайцев признался газете «Ведомости», что ему неизвестно о существовании в России или за рубежом какого-либо доказательного ПО по психологичес-кому анализу письменных работ. Специалисты в области IT говорят, что теоретически разработать подобную нейросеть можно, но её придётся «обучать на большом количестве образов текстов, написанных людьми с психическими и социальными отклонениями». То есть надо ещё найти определённое количество психов и заставить их писать...

Впрочем, в российском правительстве на идею смотрят с большим оптимизмом и уже подкрепили её казёнными деньгами: за три года на разработку и внедрение ПО центр получит почти 1,6 миллиарда рублей. Судя по объёму финансирования (для сравнения: ФГИС прослеживаемости зерна обойдётся бюджету всего в 138 млн рублей), за школьные сочинения правительство решило взяться по-серьёзному.

И это, конечно, пугает. Заметит ли программа психа, ещё большой вопрос. А если промаркирует невиновного? Как и кому потом доказывать, что ты вменяемый и не замышлял ничего дурного?

«Если программа будет несовершенна, то на человека могут навесить клеймо. Представляете, как будет исковеркана судьба ребёнка? – размышляет член профсоюза «Учитель» Юлия Маркова. – Наша система и без того выбрасывает людей и оставляет их без внимания. Найдутся ли силы отстаивать себя, [доказывать] что ты не враг?»

Слабым утешением в этой ситуации может быть только надежда, что деньги, выделенные на мониторинг школьных сочинений, тихо осядут в чьих-нибудь карманах, никому не причинив вреда. Ведь чего только в наши школы ни внедряли: и обязательное тестирование на наркотики, и бесполезные аппараты «АРМИС» для ранней диагностики болезней… Время прошло – и что? Скольких выявили? Кого излечили?

Александра КОРЕНЕВА,
специальный корреспондент