Одни рожают, другие ожидают
В Каменной Балке растёт население - за счёт семей молокан
Глава Каменнобалковского сельсовета Виктор Петренко заказал на будущий год в районном загсе больше бланков свидетельств о рождении, чем обычно.
- Материнский капитал может в корне изменить ситуацию. Как только народ убедится, что государство его не обманывает, а выделяет обещанные деньги, рожать начнут в массовом порядке, - говорит Виктор Васильевич.
И, немного подумав, добавляет:
- За другие села не ручаюсь, но у нас будет бум, потому что треть населения - молокане. Они и без стимулов рожали, а теперь-то уж постараются.
Мы погодим
По словам специалиста сельской администрации Светланы Поздняковой, из 22 ребятишек, родившихся в прошлом году, только трое появились на свет в семьях, не исповедующих молоканскую веру. Выходит, если бы в Каменной Балке не поселились вернувшиеся на родину из Турции почти полвека назад молокане, село бы не отличалось от соседних, где идет катастрофическое вымирание населения.
Наш приезд в Каменную Балку совпал с визитом комиссии из района к местным соцработникам. И проверяющие, и проверяемые - женщины детородного возраста. Мы и задали им вопрос, как они относятся к государственной поддержке рождаемости. Ответы не внушали оптимизма:
- Да не верим мы государству, сколько раз оно нас обманывало. Детское пособие кардинально проблему не решает, ну а насчет материнского капитала надо еще посмотреть. Через три года ведь обещан. К тому времени Путин уйдет, а что у нового президента будет на уме - неизвестно.
Сдерживает желание иметь много детей и расслоение общества. Когда знаешь, что не сможешь обеспечить ребенку тот уровень жизни, который как эталон насаждает телевидение, невольно задумаешься: стоит ли плодить нищету, чтобы потом дети ощущали свою ущербность?
- А как же молокане? Они не боятся нищету плодить?
- Во-первых, у них у всех мужики добытные, а во-вторых, вера им велит иметь много детей.
Вера велит,и самим хочется
В Каменной Балке, а в основном в поселке Каменка, что в нескольких километрах от главного наcеленного пункта муниципалитета, живет около шести десятков многодетных семей. Подавляющее большинство из них - молокане. У Самарина Григория - тринадцать детей, у Самарина Степана - семь, у Черникова Алексея - десять, у Смирнова Ивана - девять, у Павла Черемисина - шестеро, у братьев Коноваловых - по пятеро.
Заглянули в гости к Андрею Васильевичу и Ольге Николаевне Коноваловым. Андрей Васильевич - фермер. Обрабатывает 67 гектаров земли - все это паи родственников, которые они передали ему в аренду. Как разъяснил зашедший в гости к Коноваловым Иван Васильевич Черемисин, подавляющее большинство молокан ушли из сельхозпредприятия «Каменнобалковское» в фермеры.
- Чтоб хорошо жить, надо хорошо работать, но на себя, а не на дядю, - считает авторитетный в молоканской общине Иван Васильевич. - Тогда и детей можно себе позволить, они не обузой будут, а помощниками.
Действительно ли молоканская вера предписывает ее приверженцам иметь много детей?
- Это же хорошо, когда ты даешь человеку жизнь, - говорит Ольга Николаевна. - Чем больше новых жизней на свет произвел, тем ты угодней Богу.
Аборты у молокан запрещены - это считается величайшим грехом. Запрещены и разводы.
- А если муж и жена разлюбили друг друга?
- А куда ж они смотрели, когда в женихах да в невестах ходили? Раз не разобрались друг в друге - сами виноваты. Должны терпеть за свои ошибки, - объяснил Андрей Васильевич.
- Ну а если все-таки кто-то совершит прелюбодеяние?
- Будет изгнан из общины и никогда не прощен, - категорически положил конец спору Иван Васильевич. - Ему будет всю жизнь стыдно и горько за содеянное.
Глава села Виктор Петренко, со встречи с которым мы начали свой рассказ, подтвердил - у этих людей, действительно, семейные устои неколебимы. Правда, молодые молокане поддаются мирским соблазнам: и на дискотеки ходят, и водочкой балуются.
- Но как женился, сразу остепенился. А если бороду отрастил, тогда совсем не опасен, - пошутил Виктор Васильевич, а потом серьезно добавил: - Работящие, не пьют, не курят, о детях заботятся, мне как главе одно удовольствие с такими людьми.
Тут из школы пришли Коноваловы-младшие, все семейство оказалось в сборе. Старшему Васе - 14 лет, младшей Лизоньке - 8 месяцев. Ребята с интересом прислушивались к нашему разговору, но не встревали, и на наши вопросы отвечали тихо, застенчиво.
- У нас перед старшими не положено себя выставлять, некрасиво это, - говорит глава семейства. - А вообще-то они шустрые.
- А вы не подавляете их личность?
- А что ж, все позволять? Пока поперек лавки помещается, и попороть можно, только на пользу будет, - заметил Андрей Васильевич. - Чтоб потом репьяхи по жизни не приставали.
«Репьяхи» в понимании молокан - это мирские соблазны: выпивка, курение, бесстыдные передачи по телевизору - все то, что вредит человеческой нравственности. У многих молокан и телевизоров-то в домах нет. Не по бедности, а потому, что от него больше вреда, чем пользы. Но у Коноваловых «ящик» есть. Надо же быть в курсе событий. А плохое не смотрят. Есть и компьютер. С его помощью Андрей Васильевич ведет фермерскую бухгалтерию. Дети к компьютеру допускаются, должны же они знать современную технику.
Сели обедать. Иван Васильевич прочитал «Отче наш», точь-в-точь, как у православных, только не крестясь. Едим, нахваливаем стряпню.
- А картошку сварил, потолок и молочком заправил Коля, пока мы с отцом на рынке торговали, - похвалилась Ольга Николаевна.
Дети у Коноваловых к работе приучены. Алена и Евдокия доят коров, помогают маме по хозяйству. Василий и Николай умеют водить комбайн и трактор, и технику ремонтируют не хуже взрослых. Говорят, когда вырастут, останутся в селе, будут фермерствовать вместе с отцом.
…Возвращаемся из гостей, размышляем. Вот мы, современные и не шибко верующие в Бога, почему-то вымираем, а придерживающиеся старых устоев не только обеспечивают продолжение своего рода, но и растят работящих, нравственных потомков, живут в достатке.
Может, все дело в религии? Но вряд ли так важно различие в обрядах, ведь заповеди одни и те же. Разве семейные устои молокан - это не те же семейные ценности православного русского крестьянства? Почему же мы их растеряли? И как обрести их? Как сохранить народ со своей идентичностью, неповторимой и великой культурой? Помогут ли деньги?