Универсальный Чехов: русский классик глазами итальянца

8 апреля в Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка Энцо Розамилья “Сквозь зеркала: Чехов”.

С рассказами русского классика Энцо познакомился еще в школе. Многое из них напомнило итальянцу его родину и вдохновило на создание экспозиции, представленной в донской столице. В январе 2015 года эту выставку увидели таганрожцы в рамках мероприятий, посвященных 155-летию со дня рождения Чехова. Теперь Энцо вернулся в Россию, чтобы показать ростовчанам расширенный вариант экспозиции “Сквозь зеркала: Чехов” и объявить о начале новой международной культурной акции.

Итальянский фотограф в России не первый раз. В 2013 году маэстро Энцо уже провел здесь две выставки: в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской в Ростове-на-Дону и в частной галерее «Белка и Стрелка» в Таганроге. Тогда же он посетил все музеи, связанные с именем Чехова: дом писателя, лавка Чехова и другие.

Ростовский вариант выставки насчитывает около 40 работ фотохудожника. Наряду со снимками “Сквозь зеркала” в нее также вошли произведения из серий «Солнце Помпеи», «Постановки», «Следы», «На пороге». Каждая из фотографий чеховского цикла сопровождается цитатой из произведений писателя. Они подобраны удивительно точно, несмотря на то что, как отмечает куратор выставки с российской стороны Антонина Нарыжная, связь между ними и фотографиями основаны только на ассоциациях самого Энцо.

Жителям донской столицы фотограф привез отдельный тематический блок, который можно назвать "Чеховская Италия”. Сам Антон Павлович помог Энцо расширить экспозицию. Как известно, русский классик много путешествовал, в том числе по Италии. «Это единственная страна, где убеждаешься, что искусство в самом деле есть царь всего, а такое убеждение дает бодрость,» - писал он. Маэстро Розамилья изучил записи писателя об Италии и постарался взглянуть на свою родину через чеховское пенсне. Съемки проходили в Солерно, Неаполе, Венеции.

Стоит отметить, что все работы Энцо уникальны не только в художественном и идейном смысле. Они неповторимы и в техническом плане. Фотограф разработал авторский метод переноса и закрепления фотоизображений на особенной бумаге Амальфи, которую производят на юге Италии в городе Амальфи. Средневековые художники использовали ее для написания картин акварелью. Сегодня бумага дает возможность рисовать поверх снимков. Именно поэтому творчество Энцо можно назвать синтезом между живописью и фотографией.

На сегодняшний день маэстро Розамилья — единственный, кто владеет техникой средневековых мастеров. Его работы приобретены музеями современного искусства в Италии, Франции, Испании, Соединенных Штатах, Бразилии, Корее, Бельгии, а также частными коллекционерами.

Антон Универсальный Чехов

Русские классики любимы, читаемы и уважаемы по всему миру. Имя Чехова называют одним из первых, когда говорят о величии нашей литературы. Но кто бы мог подумать, что актуальность чеховских рассказов увидит не наш соотечественник, а итальянец? И более того — не просто увидит, а сможет прочувствовать классика настолько глубоко, чтобы в точности передать атмосферу его творчества через искусство фотографии.

На открытии выставки “Сквозь зеркала” Энцо Розамилья обратился к фотографам с призывом начать международную акцию.

— Я приглашаю своих коллег по всему миру принять участие в моем проекте, который условно можно было бы назвать "Чехов вокруг нас". Готовя свою выставку "Сквозь зеркала", я убедился, что чеховские сюжеты и герои абсолютно универсальны, - говорит итальянец. — Современная политическая ситуация прямое этому доказательство. Например, поведение героя знаменитого рассказа "Хамелеон" разве не похоже на то, как ведут себя политики стран бывшего соцлагеря? А действия лидеров европейских стран перекликаются с жизнью "Человека в футляре”. Кроме того, ни для кого не секрет, с каким пиететом они смотрят сейчас на поведение Америки, которая напоминает Пришибеева из “Смерти чиновника”. Помните, главный герой рассказа Червяков, случайно чихнув на лысину этого высокопоставленного господина, умер от страха перед власть предержащим. 

Энцо хочет, чтобы другие художники и фотографы увидели вечные темы в творчестве великого и, как его называет итальянец, “прозорливого” Антона Чехова и поделились своими находками с теми, кто “еще не разучился думать”.

Выставка Энцо, кроме международного характера, имеет еще и личный аспект. Она посвящена старшему брату итальянца — Антонио Розамилья. Именно благодаря ему Энцо стал тем, кем он является сегодня.

— Мой брат был фотографом. Когда мне было 13 лет, я впервые попал в комнату, где проявляют снимки. Я наблюдал за работой брата в темноте. Могу сказать, это была любовь с первого взгляда! Это было как настоящее волшебство: прямо у меня на глазах обыкновенная бумага превращалась в фотографию. Это сильно повлияло на мою будущую жизнь, - вспоминает маэстро.

Все снимки итальянец делает на среднеформатный пленочный фотоаппарат Hasselblad и сам проявляет свои работы. Энцо не снимает на цифровую камеру.

— Я очень люблю пленку и никогда в жизни не буду работать с цифровым фотоаппаратом. В нем нет души. Фото, сделанное на цифровую камеру, не может передать эмоции и ощущения, которые можно донести с помощью пленки, - считает итальянец.

Увидеть работы Энцо Розамилья и проникнуться атмосферой чеховского творчества ростовчане смогут по адресу ул. Пушкинская, 115 до 25 апреля. 

Выразить свое отношение: