Родители, которые не сдаются: в Ростове открывается клуб «Открытый мир» для детей с особенностями развития

Родители, которые не сдаются: в Ростове открывается клуб «Открытый мир» для детей с особенностями развития

Родители особых детей просят помочь им с ремонтом.

В сентябре начнёт работу в новом помещеним первый в Ростове интегративный центр творчества и развития «Клуб "Открытый мир"». Однако без помощи горожан родителям особых детей не обойтись – требуется материальная и добровольческая помощь в проведении ремонта.

Клуб «Открытый мир» был создан в 2012 году по инициативе родителей особых детей и до сих пор существовал . Его главная цель – адаптация и социальная интеграция детей с особенностями развития, создание условий для их гармоничного развития и полноценной жизни. Сделать жизнь особых детей максимально комфортной и полноценной, расширить круг общения каждого ребенка.

При этом клуб – всего лишь одна из разновидностей их деятельности. В целом же это некоммерческая организация помощи детям с аутизмом и синдромом Дауна - сообщество родителей, которые столкнулись с проблемой воспитания особого ребенка. Ведь в Ростове нет пока развитой структуры помощи таким детям, а вместе представлять их интересы всегда легче, чем по одному.

Первыми направлениями деятельности стала организация занятий по плаванию и другим видам спорта.

-  Сначала мы искали спонсоров, оплачивали, нанимали логопедов, педагогов, психологов, - рассказала в интервью Kr-news руководитель rлуба, мама мальчика с аутизмом, Светлана Ковальчук. - Потом мы пришли к выводу, что это не рационально, у нас очень много родителей-педагогов, мы стали обучаться сами, обучать других. То есть большинство людей, которые приходят к нам работать, это те же родители особых детей, имеющие педагогическое или психологическое образование. Они очень хорошо понимают структуру своей работы, и у них есть начальная база знаний по педагогике или психологии, а остальные навыки они получают здесь.
Также организация и сам клуб являются местом практики студентов ЮФУ, обучающихся в данном направлении. Молодые люди выступают волонтерами, одновременно получая необходимый им практический опыт.

В постоянном штате клуба всего 3 человека, к ним постоянно присоединяются волонтеры, но обычно не более 5. Дети занимаются с психологом, приходящим педагогом, логопедом и арт-терапевтом. Много времени уделяется творческому развитию детей. Это и работа с красками, и с глиной, и с шерстью.
- Мы используем комплексный подход, - отметила Светлана Ковальчук. – У нас есть несколько направлений, которые ведут именно педагог и психолог. В комплекс входят и развитие речи, и математика, и окружающий мир, и спорт-терапия, логоритмика, ручная деятельность и социально-бытовые навыки. Ведут такие занятия обычно или педагог и волонтер – тьютор, или психолог и волонтер.

Есть также разовые мероприятия. Например, каждый год проводятся десятидневные летние лагеря.

- Это тоже очень интересно, потому что мы  достаточно часто сталкиваемся с тем, что, сколько бы ты ни работал с ребенком, если не идет работа с родителями, все сводится к нулю, - заметила руководитель клуба. - Семейные лагеря тем и хороши, что мы можем как можно ближе познакомиться с родителями, увидеть сложности, которые есть у них, и понять, как включить родителей в работу с ребенком, как помочь им принять своего ребенка, и как помочь им структурировать всю эту работу. Потому что родители чаще всего не знают, в каком направлении и куда им двигаться. Лагерь помогает нам ближе сойтись с семьей и включить семью в развитие их ребенка.

Первые два года организация располагалась в здании своего социального партнера,  школы № 43:  общеобразовательное учреждение, заявленное как инклюзивное,  обучало детей, а организация помогала социально адаптировать их. Но вскоре в школе начался ремонт, и клубу пришлось съехать. Организация была вынуждена снимать помещения в частном порядке, чтобы продолжать занятия с детьми. Наконец, около месяца назад еще один партнер, центр дополнительного образования Октябрьского района, выделил помещение, площадью 160 кв. м. Теперь все занятия могут быть объединены в одном помещении.

- Все это время клуб искал для себя и своих программ «место под солнцем». Для организации занятий мы старались использовать любую возможность, всегда шли туда, куда нас пускали. Ремонтировали своими силами помещения, организовывали пространство и снова продолжали занятия, – рассказывает руководитель клуба. – Таким образом, занятия проводились в разных помещениях в различных частях города. Безусловно, это доставляло значительные неудобства и детям, и взрослым.

К сожалению, помещение оказалось не в лучшем состоянии. Требовался серьезный ремонт. Больше месяца родители проводят его собственными силами. Опыт уже накопился огромный. Теперь мамы особых детей умеют и штукатурить, и белить, и красить. Папы тоже стали мастерами на все руки.

- Мы смеемся, что в отпуске можем подрабатывать отделочными работами, - говорит Светлана Ковальчук. – Но это шутка, потому что у наших педагогов нет ни выходных, ни отпусков. Сейчас я, педагог, и наш психолог вместо отпуска делаем ремонт. Мы полностью все отштукатурили, прошпаклевали, сейчас перешли к покраске, и третьего числа нам уже поставят новые окошки, следом останутся только полы, сейчас мы учимся шлифовать паркет.
Однако этого недостаточно. Нужны советы профессионалов, помощь волонтеров, а также строительно-отделочные материалы или деньги на них. Очень нужна помощь электрика, плиточника и сантехника. И двери: что входные, что межкомнатные пребывают в ужасном состоянии.

Ремонт важно закончить к концу лета – для развития детей время имеет огромное значение. Для таких детей очень важно не выпадать из сложившегося ритма. Для них очень важен процесс, когда они занимаются и развиваются вместе. Когда ребенок находится в коллективе, он все равно считывает и речь, и какие-то модели поведения, и формы игр.

- Когда впервые заговорили об инклюзиве, об интеграции, то вывели такую статистику: если ребенка привозят в общий класс в начальной школе, то ребенок вполне адаптируется и учится в обычной школе, возможно, с частичным посещением. То есть он не высиживает все уроки, но он учится в классе, дети его принимают, и он принимает коллектив. Если ребенка приводят уже в возрасте тринадцати-четырнадцати лет, то, скорее всего, этот ребенок так и останется на домашнем обучении, лишь иногда приходя в школу. Если ребенка приводят в старших классах, все, интеграции уже не получается, т.е. его не принимает общество, и он уже не может находиться в этом обществе, - рассказывает Светлана Ковальчук, сама по профессии педагог.

На данный момент клуб работает с дошколятами и учениками младшей школы. Но в ближайшее время планируется организовать группу раннего развития, т.е. детей трех-четырех лет.

В новом помещении для детей будут работать спортзал, учебный класс для школьников и кабинет для индивидуальных занятий или микрогруппы. В будущем есть надежды на создание небольшой кухни для изучения социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.

Елена ВИХТАР

Фото предоставлены членами клуба "Открытый мир"

Центр творчества и развития «Клуб "Открытый мир"» находится по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, д. 165 (вход со двора).

Контактные телефоны: +7-918-557-79-62, (863) 256-22-80.

Странички в социальных сетях: https://www.facebook.com/groups/101012150248431/

http://vk.com/childrenautism

http://www.ok.ru/osobyedeti
 

Выразить свое отношение: