Российские дизайнеры учатся делать бизнес самостоятельно

На минувшей неделе в Ростове прошел международный форум текстильной промышленности Don Fashion, в котором приняли участие лучшие модельеры ЮФО.

Было представлено около 30 показов оригинальной одежды российских дизайнеров. Однако форум - это не просто шоу, он стал бизнес-площадкой, объединившей людей, которые хотят создавать качественную отечественную одежду, доступную для каждой семьи.

В Don Fashion приняли участие 20 дизайнеров из Ростовской области. Каждый из них имеет собственные оригинальные коллекции, но не знает, как добиться развития своего малого бизнеса.

«Донской регион занимает 85% в доле текстильной промышленности России. В основном за счет крупных предприятий: «Дон-Текст», «Элис», «Глория джинс». Помимо монстров может развиваться и малый бизнес. Но его, к сожалению, на рынке импортозамещения нет - все государственные программы рассчитаны на таких монстров», - пояснила вице-президент ТПП Ростовской области Абдулазизова.

Поэтому молодые талантливые модельеры вынуждены пробиваться самостоятельно. Оксана Бекренева из города Каменск-Шахтинский говорит, что у нее много идей, но не хватает возможностей и знаний для их реализации.

«Хочется продаваться, быть узнаваемой, - делится она. - Чтобы мои вещи приобретали и носили с удовольствием. Здесь я представляю свою коллекцию, это дебют. Подготовила для показа 18 луков (look полный образ платья — от прически до обуви, прим. автора) повседневной одежды».

Бекренева самоучка - 20 лет проработала в школе, но все время шила. Однажды выиграла конкурс журнала Burda, после чего изменила всю свою жизнь — хобби превратила в профессию. Теперь она предприниматель, 4 года работает в студии дизайнерского индивидуального пошива. Сама разрабатывает модели, сама шьет и ей «очень не хватает рук». В этом она не одинока — многие фонтанируют идеями, но не могут их реализовать на практике. Директор деловой программы Mercedes Fashion Week Дарья Ядерная, которая для участников форума проводила консультации и мастер-классы уверена: главная причин неудач в том, что дизайнеры не понимают основ бизнеса.

«Наше российское образование очень фундаментально в части кройки, создания изделия, но не учит основам создания бизнеса. Многие говорят об отсутствии финансирования, из-за чего не могут развиваться. В действительности это не так, я видела много примеров, когда с минимальным бюджетом дизайнер добивается успеха, потому что правильно выстроил бизнес-план», - считает Ядерная.

Помоги себе сам

«Нам не хватает публичности — нельзя что-то шить, нигде это не показывая. О том, что вы есть, надо не говорить, а кричать, заявляться громко и везде: на т\в, радио, показах, в выставках участвовать», - считает директор «Центра поддержки экспорта» при ТПП Ростовской области Юрий Щекатурин.

Поэтому донской бизнес решил не дожидаться поддержки государства, а учиться у специалистов и друг у друга, как развить бизнес самостоятельно. По мнению Дарьи Ядерной, главная проблема всех российских дизайнеров и модельеров не деньги, а отсутствие информационной системы взаимодействия.

«Дизайнеры работают сами по себе, некрупные фабрики сами по себе, розничная торговля сама по себе, - развила она эту мысль. - Торговля не может продавать импортные товары и ищет российских производителей, но не находит — нет даже базы. Фабрики хотят продаваться в розницу, но не понимают, как на них выйти. Дизайнеры вообще оторваны от обоих процессов Возникает разрыв во взаимопонимании».

Не обошла она и финансовую сторону вопроса. Например, малые производители не могут работать на привычных для торговли условиях, которые у них сложились с зарубежными поставщиками: большие отсрочки, большие объемы, задержки при получении товара и его оплаты. Они просто разорятся. В этом и есть роль государства — без серьезных финансовых вложений донести до каждой стороны интересы другой - предоставить компаниям площадку, чтобы они могли договориться. Но тяжелый на подъем госаппарат либо не хочет, либо не может это сделать, вот бизнесмены Fashion-индустрии взяли на себя функцию государства.

Специалист по брендингу Дарья Ядерная поделилась московским опытом. К примеру, закупка сырья. Ткани обычно производители берут большими партиями, но малым предприятиям это не нужно, и они объединяются для совместных закупок. Вместе с ТПП и минпромторгом в столице компания Fashion-индустрии организует образовательные площадки, проводит экспертные мероприятия - сводя тех, кто может шить и ритейлеров, которые могут реализовать готовые изделия. В Москве сейчас популярны маркеты (площадки для выставок с возможностью продажи) — это своеобразная кооперация. Форма заинтересовала участников ростовского форума, она способна объединить модельеров всех российских регионов. Допустим, в Ростов приезжают питерские дизайнеры, а потом к ним едет ростовская делегация, и так по всем городам. Это даст возможность выйти за пределы региона — показать свои возможности и найти нужные контакты. Правда, при условии, что будет третья сторона, организующая. Эту функцию могут взять на себя местные органы власти или бизнесмены.

«Значит, все это следует шить»

На форуме Don Fashion у многих его участников что называется, произошел сдвиг в мозгах. Молодые модельеры учились с жадностью - на семинарах сидели даже на приставных стульях в коридоре. Так, Оксана Бекренева сказала, что получила море полезной информации для своего дальнейшего роста, которую можно применить на практике.

«Мы всколыхнули этот пласт, эту махину - растолкали людей, собирая их на фестиваль буквально в соцсетях. Для меня как для организатора это большой успех — люди вышли из своего замкнутого пространства и многое узнали. Первый шаг - знакомства, обмен контактами - сделан. И это уже дает результаты», - поделилась итогами четырехдневной работы организатор форума Виктория Луговская».

Малый бизнес донской текстильной промышленности получил колоссальный толчок. Но дальше все будет зависеть от активности и смелости самих модельеров. Так считает специалист по брендингу, москвичка, живущая в Италии, Ольга Провоторова: «Это будет востребовано и в Италии, итальянцы очень заинтересованы. Вообще же разнообразие того, где можно себя проявить, не ограничено. Но нужно не ждать, а самим делать шаг, хотя бы язык учить. Желающих можно многому научить, но важно не тянуть того, кто сам не тянет».

Следующий форум намечен на апрель — он и покажет, кому удалось воплотить в жизнь полученные знания и собственные идеи.

Элла ВАСИЛЕНКО

фото Руслана Кирсанова

Выразить свое отношение: