Новая законодательная основа социального пакета введена законом 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Кроме того, принят закон 213-ФЗ от 24.07.2009, проводящий множество изменений в сопутствующих разделах законодательства.
Две главных идеи лежат в основе этой реформы. Первая – заменить компоненты единого социального налога страховыми взносами в социальные фонды. Вторая – повысить налоговые ставки, чтобы собрать этих взносов побольше. Последняя идея в особых комментариях не нуждается. Поступления социальных налогов за кризисный период значительно упали, а бюджет Пенсионного фонда уже давно стал устойчиво дефицитным.
А вот замена налога страховыми взносами требует пояснения. Что такое налог? Статья 8 Налогового кодекса определяет, что «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Ключевые слова здесь – индивидуально безвозмездный. Они означают, что платите вы (или за вас) налогов больше или меньше, перепадающие лично вам от государства блага от этого не зависят. То есть, и милиция именно вас охранять лучше не будет, и чиновники к вам внимательнее не станут. В общем, все платят налоги по-разному, а получат от государства все поровну. Например, взносы в фонды медицинского страхования за разных работников могут различаться в десятки раз, а выдаваемые им медицинские полисы дают право на совершенно одинаковые медицинские услуги.
Отчисления по страховому принципу – совсем другое дело. Пример – пенсионное страхование. Чем больше сумма страховых взносов, уплаченная за работника, тем весомее будет его будущая пенсия. Можно спорить о том, справедливо ли ее рассчитывают, но главное – действует принцип: индивидуальный результат страхования зависит от индивидуальных же страховых взносов.
Когда поймешь суть налога и страхования, становится ясно, что сегодня в структуре единого социального налога существует изрядная путаница. Фонды медицинского страхования, полностью обезличивая поступающие платежи, как раз функцию страхования и не выполняют. Фонд социального страхования вроде бы обеспечивает работников пособиями по нетрудоспособности в зависимости от среднего заработка. Однако средний заработок учитывают лишь за последние 12 месяцев. А вся предшествующая страховая история работника оказывается забытой.
Поэтому хоть в названиях упомянутых фондов и присутствует слово страхование, но поступающие к ним платежи по природе своей имеют смысл не страховых взносов, а налогов.
Теперь в новых законах страхованием назвали все платежи в социальные фонды. Означает ли это что-нибудь кроме желания чиновников отчитаться об успехах налоговой реформы? Ведь мы и раньше наблюдали подобные аппаратные хитрости в этой сфере. Например, когда все платежи во внебюджетные фонды назвали единым социальным налогом, что вовсе не придало этим платежам никакого единства и не сделало их проще.
Если деятельность ФСС и ФОМС действительно будет переведена на страховой принцип, то по платежам в эти фонды должен быть организован такой же персонифицированный учет, как в ПФР. Хотя соответствующий проект обсуждается с 2005 года, пока ни законодатели, ни правительство не заявили о расширении предмета персонифицированного учета. До тех пор, пока этого не сделано, мы можем считать, что замена налога на страхование ровным счетом ничего не означает.
Заметные изменения в формировании социального пакета произошли в расчетах сумм платежей. Как и в действующем ЕСН, объектом обложения будущими страховыми взносами являются «выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг». По-прежнему не облагаются выплаты лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы на свои доходы (индивидуальным предпринимателям, нотариусам, и т.п.).
Однако для организаций на общей системе налогообложения приготовлена неприятность. Сегодня на основании п. 3 ст. 236 НК они не включают в объект налогообложения выплаты, не принимаемые к расходам при расчете налога на прибыль. Со следующего года на такие выплаты придется начислять страховые взносы. Это относится к материальной помощи, премиям (не входящим в фонд оплаты труда), оплате труда на объектах, содержащихся на собственные средства (за счет чистой прибыли).
Следует обратить внимание, что теперь, если работодатель произведет выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для начисления взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (ч. 6 ст. 8 закона 212-ФЗ), а не их рыночная стоимость (п. 4 ст. 237 НК РФ).
Крестьянские (фермерские) хозяйства по части начисления страховых взносов приравнены к индивидуальным предпринимателям. Независимо от реальных доходов им придется вносить за каждого члена КФХ фиксированные платежи в размере стоимости страхового года, которая будет установлена для каждого фонда. Напомню, что для ПФР эта стоимость в 2009 году равна 7274 руб. 40 коп. Размер фиксированного платежа можно оценить уже сегодня. Согласно п.2 статьи 13 для этого нужно МРОТ, установленный на начало года, умножить на тариф в соответствующий фонд и на 12 месяцев. На выплаты наемным работникам страховые взносы нужно начислять на общих основаниях.
По установившейся традиции в законе 212-ФЗ не упомянуты КФХ, сохранившие статус юридического лица. Если законодатели о них отдельно не вспомнят, то им тоже нужно будет вносить фиксированные платежи как и КФХ-ИП. С одной стороны это плохо, так как их размер (особенно при малых доходах) становится ощутимым, тогда как раньше единый социальный налог можно было платить только с реальных доходов. С другой же – может быть еще хуже, если вспомнят и разрешат платить как юридическим лицам взносы с доходов: в законе 212-ФЗ не предусмотрено перед обложением из доходов КФХ вычитать произведенные расходы, что ранее значительно уменьшало налоговую базу по ЕСН.
Есть и льготы. Практически весь перечень выплат, освобожденных от ЕСН, повторен в новом законе. Немногочисленные различия приведены в таблице. Смотреть таблицу
Страховые взносы будем начислять на доход каждого застрахованного лица, пока он не превысит предельный размер. На 2010 год последний установлен в сумме 415 000 рублей, а затем правительство будет его ежегодно индексировать.
В 2010 году тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: в ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26%. В результате налоговая нагрузка останется примерно такой же, как в 2009 году. Немного больше она станет у налогоплательщиков, которые платят работникам за год более 280 тыс руб, так как при этом не произойдет регрессии тарифов.
Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 20% пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и младше на страховую часть пойдет 14%, и на накопительную – 6%.
Изменение тарифов в течение переходного периода до 2014 года показано в таблице. Смотреть таблицу
Категория прочих льготников, тарифы для которых указаны в разделе 5 таблицы, включает в себя:
- общественные организации инвалидов;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых.
Эти же тарифы из раздела 5 должны применять все плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.
Для налогоплательщиков на общей системе налогообложения, УСН и ЕНВД (за исключением сельхозпроизводителей) льготным останется только 2010 год. Сельхозпроизводители, работающие как на ЕСХН, так и на общей системе налогообложения, начнут платить страховые взносы по одинаковым тарифам с 2011 года.
Начиная с 2015 года все льготные тарифы отменены.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ, регулирующий порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, существенно изменен. Основное изменение - установлен новый порядок определения предельного размера пособий. Максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не будут ограничиваться фиксированной суммой (отменены п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 11 закона 255-ФЗ от 29.12.2006). Однако средний дневной заработок, используемый при расчете данных пособий, не может превышать среднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельная величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (п. 3.1 ст. 14 закона 255-ФЗ от 29.12.2006). Поскольку в 2010 г., как уже отмечалось выше, предельная величина базы равна 415 тыс. руб., средний дневной заработок для расчета указанных пособий в следующем году составит 1136 руб. 98 коп. (415 000 руб. / 365).
Пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня по-прежнему будет выплачиваться за счет средств работодателя. Сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, как и ранее, составляет 40 процентов среднего заработка, однако отменено ограничение по его максимальному размеру в 6000 руб. Минимальный размер остался прежним - 1500 руб. по уходу за первым ребенком, 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15 закона 81-ФЗ от 19.05.1995). В случае ухода за двумя или более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случае оно не должно превышать 100 процентов среднего заработка, но не может быть меньше суммированного минимального размера. Размер пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30.4, при этом средний заработок, так же как и в случае с пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не должен превышать предельной величины базы для начисления взносов (в 2010 г. - 415 тыс. руб.), разделенной на 12.
Отменен закон 190-ФЗ от 31.12.2002, который устанавливал особые условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности для граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы налогообложения. Данные категории работодателей будут выплачивать пособия по временной нетрудоспособности в общем порядке.
По окончании отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года) бухгалтер должен заполнить и сдать два расчета. Первый — в Пенсионный фонд по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Предоставить его нужно до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля). Второй расчет — в ФСС РФ по взносам на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Срок его сдачи — до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января). По этой части работы добавится только налогоплательщикам, работающим на спецрежимах, которые ранее в ФОМС и ФСС такие отчеты не сдавали. Для остальных эта отчетность привычна.
В 2010 году организации и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, обязаны предоставлять расчеты в электронной форме и скреплять ее электронной цифровой подписью (ЭЦП). Остальные плательщики взносов вправе отчитываться на бумаге.
Начиная с 2011 года в электронном виде будут отчитываться организации и ИП со среднесписочной численность работников более 50 человек. К тому же добавится ежеквартальная отчетность по персонифицированному учету в Пенсионный фонд (до 2011 года сдавать персонифицированные сведения нужно раз в год).
С 2011 года для сельхозпроизводителей резко уменьшится привлекательность единого сельскохозяйственного налога. Ведь тарифы страховых взносов станут такими же, как для сельхозпроизводителей на общей системе налогообложения. Выгода от этого спецрежима будет зависеть только от сравнения экономии на налоге на имущество и потерь от неприменения НДС.
Особый интерес просматривается в законе 212-ФЗ к гражданам, не привыкшим платить налоги. Статья 2 гласит: «Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями». Это положение давно присутствует в Гражданском кодексе, однако впервые появилось в налоговом законе.
Учитывая, что крепкое личное подсобное хозяйство легко подвести под предпринимательство, органам контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС) предоставлено обширное поле деятельности по выявлению и обложению незарегистрированных предпринимателей.