Пешеходов надо любить, призывали известные писатели-сатирики. Это пешеходы построили города, провели канализацию и водопровод, замостили улицы, осветили их электрическими лампами. Автомобиль тоже изобретен ими, но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Улицы, созданные пешеходами, разрешено им переходить только на перекрестках. То есть в местах, где движение всего интенсивнее, и где волосок, на котором висит жизнь, оборвать легче всего.
Написано это было в тридцатых годах прошлого столетия. Можно представить, каково пешеходу сегодня. Неуютно ему в основном из-за несоблюдения водителями правил дорожного движения. “Проблема острая, — отметил в интервью для «Крестьянина» председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. — Её обсуждают власти, общественность. Наряду с другими мерами, предлагается строже наказывать нарушителей рублём».
Парламент, как известно, одобрил соответствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях. Водитель, не пропустивший пешехода на “зебре”, заплатит уже от восьмисот до тысячи рублей вместо прежних ста. И триста рублей — за парковку на переходе, тротуаре, если создается помеха тем, “кто без колес”. Со ста до пятисот рублей увеличивается штраф за нарушение порядка перевозки людей. Говорят, Украине подобные меры позволили на треть сократить число ДТП с участием пешеходов.
Строже будут спрашивать и с них, если, игнорируют правила дорожного движения. Штраф увеличивается со ста до двухсот рублей. Однако с подобной “мягкостью” категорически не согласны водители. Граждане, по их мнению, часто сами создают угрозу жизни своей и тех, кто за рулём. Неожиданно выскакивают на проезжую часть, буквально под колёса. Подчас ничего не остаётся, как лихорадочно выруливать на обочину, в дерево, столб, лишь бы избежать человеческих жертв. Ладно, угробил при этом свою машину. Ещё и за порчу городского имущества заставят платить.
Но будут ли эффективны эти меры? «На каждой “зебре” милиционера не поставишь, - сказал мне лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. - Нужно совершенствовать дорожную сеть, разделить потоки пешеходов и автомобилей. Для одних — тротуары, улицы, подземные и надземные переходы. Для других — закрытые скоростные магистрали, тоннели, путепроводы и прочее. А пока даже на трассах с двумя, тремя полосами движения в одну сторону, где машины развивают приличную скорость, есть нерегулируемые пешеходные переходы. Попасть на противоположную сторону дороги, улицы не то что сложно — смертельно опасно».
Правительство предлагает создать компанию “Российские автомобильные дороги.” Парламент уже обсуждает соответствующий законопроект. Новая структура, по замыслу, возьмёт на себя функции заказчика при проектировании и строительстве трасс, будет размещать вдоль них объекты сервиса.
“Росавтодор” существенно улучшит управление этим хозяйством, повысит комфорт и безопасность участников движения. Оптимизм разделяют не все. «Потребность в дорогах у нас высока: примерно полтора миллиона километров, — согласился в беседе со мной бывший директор ГУП Московской области по строительству, ремонту и содержанию автодорог, ныне депутат Госдумы Игорь Эдель. — Но заниматься ими должна бы структура со стопроцентным капиталом в руках государства. “Росавтодор” же выступит и как заказчик, и как распорядитель земельных участков. Будет передавать их в субаренду и так далее. Хорошая кормушка для коррупционеров, чиновников».
А нам - всё те же рытвины, ухабы да штрафы за плохое поведение на дорогах.