На эмбарго не наварились

Производители сыра в Ростовской области пока не почувствовали, что отечественный рынок их сильно ждёт

Еще стоят перед глазами эти кадры: начало августа 2015-го, на полигоне под Белгородом бульдозер давит девять тонн санкционного сыра. Первый удар Россельхознадзора по запретным плодам Запада сулил отечественным сыроделам снижение конкуренции и рост производства. Надежда – если говорить о донских аграриях – не умерла, но и не особенно оправдалась.

В конце декабря минсельхоз Ростовской области устроил для журналистов поездку на крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие региона – ОАО «Сыродельный завод “Семикаракорский”». В тот день завод принимал в своих стенах дегустационную комиссию из 17 специалистов – представителей минсельхоза, отраслевых союзов, ветлабораторий, Роспотребнадзора. Эксперты должны были перепробовать всю молочную продукцию, что производится на Дону, и выбрать наиболее вкусные и отвечающие стандартам качества образцы.

Список победителей, получившийся в итоге, немало удивил: в него попали такие наименования, которые даже в столице региона найти непросто. 

– Можете даже не искать, не найдёте, – ответил «Крестьянину» Сергей Емельянов, руководитель ОАО «Тарасовский маслозавод», где, как выяснилось, готовят лучшую творожную массу с фруктовыми наполнителями. – Мы не используем ни пальмового масла, ни специальных добавок, наша продукция полностью натуральная и потому дольше 3-4 суток храниться не может. Отсюда возникают сложности с реализацией: крупные магазины хотят такой товар, который по полгода стоит и не пропадает!

Недавно издание «Гардиан» (Великобритания) опубликовало поражающий воображение факт: в 2014 году европейские производители молочной продукции заработали на экспорте в Россию 2,3 миллиарда евро. Теперь, когда таможенная граница под замком, эти деньги могли бы оставаться внутри страны. По крайней мере, Россия уже сократила импорт сыра в девять с лишним раз: по данным федеральной таможни, в 2014 году к нам ввезли 385 тысяч тонн сыра, в 2015 году – всего 41 тысячу тонн.

Семикаракорский сыродельный завод оказался одним из немногих предприятий в Ростовской области, которому удалось воспользоваться ситуацией. В 2013 году сырзавод перерабатывал всего 52 тысячи тонн сырого молока, в 2015-м – более 80 тысяч тонн. Дейст­вую­­щих мощностей хватило бы на переработку около 100 тысяч тонн сырья.

– Ощущение, что рынок открылся, пока совсем небольшое. Мы надеемся, что всё в будущем, – поделился директор предприятия Валерий Шевченко.

Тем не менее успехи есть: производство твёрдых сыров увеличилось на 20%, масла – на 50%, плавленых сыров – практически в два раза.

Впрочем, шлюз, созданный антиевропейскими санкциями, приподнял в основном крупных производителей, распространяющих свой товар по всей России. А на небольших предприятиях – вроде ООО «Чехов», где, по мнению дегустационной комиссии, производят самый вкусный сулугуни, – положительного эффекта от санкций не заметили. Спрос на сыр не только не вырос, но даже, наоборот, упал. Постоянные реализаторы от сотрудничества с предприятием не отказываются, но новых парнёров найти не получается. Реализаторов, как догадываются сыроделы, смущает цена вопроса. Никому не хочется брать на продажу товар, который народ не сможет себе позволить купить. По данным Ростовстата, средняя цена категории «сыры сычужные твёрдые и мягкие» составляет сегодня 396 рублей за килограмм. Годом ранее цена была на 50 рублей ниже.

На днях этот невесёлый факт – что спрос на молочную продукцию упал – подтвердила «Российской газете» эксперт рынка Марина Петрова, генеральный директор агентства Petrova Five Consulting. По данным организации, в 2015 году спрос падал по всем видам молочной продукции. Но если кефиры и йогурты пострадали всего на 1-2%, то потребление сыров сократилось на 13-15% за год. И эта тенденция, заметила Петрова, продлится и в текущем году.

Ситуация с ценами на сырьё особенно беспокоит юг Ростовской области. Здесь разворачивается настоящая борьба за качественное молоко. Конкуренты из Краснодарского края поднимают планку, и небольшие ростовские сыродельные цеха вынуждены тянуться за ними.

– Цена молока на Кубани порой на 30% выше, чем в Ростове-на-Дону, – признались на производстве в Сальском районе. – В ноябре цена за литр сырого молока была на уровне 26 рублей. Конкуренция

жесточайшая!

По мнению участников рынка, Краснодарский край может дороже покупать сырое молоко благодаря большей гос­поддержке, что оказывают переработчикам в соседнем регионе.
В целом же, если посмотреть цифры статистики по молоку, в Ростовской области вырисовывается странная картина. Донской регион стоит на пятом месте в стране по производству сырого молока – порядка 1,1 миллиона тонн. Но только четверть сырья попадает на переработку. Нестыковку объясняют просто: часть молока вывозится на Кубань, часть идёт на нужды ЛПХ, часть самостоятельно перерабатывается и реализуется населением.

В Ростовской области из года в год представители минсельхоза констатируют факт: 80% молока производится на личных подворьях. Это хорошо для населения, но не очень хорошо для сыродельных заводов. Возникают сложности с доставкой молока, а главное – его качеством. Всегда есть риск, что кто-то сдаст вчерашнее, кто-то разбавит водой.

– Конечно, качество молока у населения оставляет желать лучшего. Но что делать, если 90% сырья – это как раз молоко из ЛПХ? – говорит глава Тарасовского маслозавода Сергей Емельянов. – Летом, когда надои растут, у нас нет нужды закупать сырьё в больших количествах, потому что спрос на молочную продукцию падает. А к зиме, когда спрос вырастает, общественное стадо уходит в запуск и в январе-феврале начинает телиться.

Конечно, решить проблему могло бы организованное производство молока. И всё же идею минсельхоза бросить все силы на строительство молочно-товарных ферм Сергей Васильевич рассматривает критически. Говорит, «учитывать реальность нужно».

– Я считаю, нужно прежде всего население поощрить, которое ещё держит общественное стадо. Строить молочный комплекс – страшные затраты. Кроме того, корова только после третьего-пятого телка даёт хорошее молоко. Это 5-7 лет, а их ещё прожить надо.

Интересный совет «как прожить» сыроделам дала упомянутая Марина Петрова на II Международном агропромышленном молочном форуме, который проходил в Московской области в ноябре. Она рекомендовала аграриям производить более дешёвые молочные продукты и меньше использовать высококачественное товарное молоко. 

– Такая стратегия будет эффективна в условиях падения покупательной способности и спроса на высококачественные молочные продукты, – заявила Петрова, назвав это «промежуточной стратегией».
И, видимо, к этой стратегии аграриям действительно придётся перейти, пока системные проблемы молочной отрасли, накопившиеся за четверть века, не решены. 

Ну а пока подешеветь твёрдый сыр может только за счёт пальмового масла. Его импорт мы увеличили в 2015 году на 25%, заплатив, как ни странно, даже меньше, чем в 2014 году. Так что эта «составляющая» молочного производства – единственный продукт, на который не действует ни инфляция, ни курс валют.

Александра КОРЕНЕВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин