«Фермерское – ещё не значит экологичное»

Для того чтобы производить сертифицированные органические продукты питания, фермеру мало отказаться от использования «химии». Требования к экологически чистой еде гораздо жёстче. Кроме того, для сбыта продукции экофермерам, скорее всего, придётся организовать кооператив. Продавать «органику» в одиночку невыгодно и сложно. О том, что мешает принятию закона об органическом производстве в России, сколько стоит настоящая органик-сертификация и что ожидает того, кто решится её пройти, «Крестьянину» рассказала директор некоммерческого партнёрства «Экологический союз» (разработчик системы добровольной экологической сертификации «Листок жизни», г. Санкт-Петербург) Юлия Грачёва.

– Юлия, как известно, с 1 января 2016 года вступил в силу национальный ГОСТ Р56508–2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортировки». Это как-то повлияло на рынок экологической сертификации? Не увеличилось ли у вас количества заявок на получение свидетельства?

– Даже с учётом принятого ГОСТа ситуация не очень изменилась. Федеральный закон об органик-продукции не принят, процедур его реализации тоже не разработано. Кроме того, до сих пор не определена структура, которая бы контролировала деятельность органов по сертификации. Сейчас мы все существуем в рамках ФЗ «О техническом регулировании». Он позволяет в уведомительном порядке зарегистрировать свой орган по сертификации и начать выдавать свидетельства. Контроля за этим нет, каждый работает по своей совести. В России на рынке органик-сертификации действует два типа структур. Первый – международные организации, имеющие аккредитацию и право выдачи сертификата «органик» и экомаркировки «Евролист». Второй – российские органы, выдающие сертификат «органик» по стандартам, эквивалентным европейским, но не аккредитованные в Европе (например, наш «Листок жизни. Органик»). Такой российский сертификат будет действовать только на территории страны и не даёт права экспорта продукции с соответствующей маркировкой. 

Зачем производителям экологический сертификат? В первую очередь, он помогает продвигать продукцию в торговых сетях и продавать её дороже. Но если вы хотите поставлять свою органик-еду ещё и за рубеж, вам придётся пройти сертификацию по какому-либо из европейских стандартов в зарубежном сертификационном органе. В России нет структуры, которая бы выдавала подобные документы. В «Экологическом сою­зе» есть только аккредитованные инспекторы. Они проводят аудит и пишут итоговый отчёт. Само решение о выдаче сертификата принимается всё равно за рубежом.
Кстати, многие аграрии сейчас действительно стали смотреть в сторону экспорта. Это стало выгодно из-за курса валют. Получил сертификат «Евролист» – и возможности для доступа на европейский рынок открыты. Так что интерес к теме растёт, но это не связано с принятием ГОСТа.

– Вы упомянули закон об органической продукции. Он до сих пор не принят, хотя его вносили в Думу ещё в 2014 году. А разработка началась вообще в 2010-м. Принятие застопорилось из-за большого количества правок и претензий. В чём была суть законодательных баталий?

– Самая первая версия закона была очень неконкретной – толком не описывалось даже, что такое органический продукт. И даже намека не было на процедуру контроля за сертификацией, кто и как ею будет заниматься. После высказанных замечаний появилась вторая редакция. И в ней выяснилось, что контроль целиком отдаётся государству. Речь шла о реестре производителей органической продукции, за которым якобы будет следить некий государственный орган. Как это должно работать, было непонятно. Раз в пять лет внесли в реестр – и забыли? Но в мировой практике органы по сертификации постоянно контролируют производителя. Каждый год у клиента проходит инспекция, а иногда и по несколько. И главный вопрос – откуда у государства столько ресурсов, чтобы нормально проверять всех претендентов на включение в реестр? Это и времени много занимает, и специалистов по оценке в стране – раз-два и обчёлся. Такие претензии были у экспертного сообщества.

Если брать европейский опыт, то там практикуются две схемы. Как правило, сертификацию проводят независимые органы. Их может быть много, но все они аккредитованы государством. То есть оно контролирует именно сертификаторов, а не конечных фермеров. И вторая схема – контроль осуществляет министерство сельского хозяйства. Так устроено, к примеру, в Финляндии. Но это же маленькая страна. У нас совсем другие условия.

В последней редакции закона появилось, наконец, разум­ное зерно. На рынке остаются независимые органы по сертификации, которые должны пройти аккредитацию в гос­органе. Это как раз то, чего не хватает нашему рынку: органов много, и они делают что хотят.

Последние баталии были прошлой осенью. Свои замечания высказали представители компаний, экспортирующих зарубежную органик-продукцию в Россию. Суть их претензий: в законе слабо прописана привязка российского законодательства к международному. В результате после принятия закона могла сложиться странная ситуация. У нас есть свои стандарты, не гармонизированные с европейскими, а значит, зарубежные органик-товары у нас нелегитимны. И наоборот. Когда эти подробности выяснились, принятие закона вновь отложили.

– Кстати, а что такое вообще стандарт «органик»? Какие требования к производителям в нём прописаны?

– Условий много, в зависимости от вида продукции. Если говорить вкратце, то это, в первую очередь, отказ от применения минеральных удобрений. Только органика, причём в определённых дозах. Далее – соответствующие методы борьбы с сорняками и вредителями: никаких пестицидов. Вместо них механические, физические, биологические методы. Есть список допустимых веществ, которые применяются для защиты растений. Семена должны быть либо сертифицированы по органик-стандарту, либо отдельно одобрены органом по сертификации. Никаких ГМО и химически обработанных семян. 

Почва также должна быть чистой, обычно проводятся лабораторные исследования на содержание остатков пестицидов, если речь идёт не о залежных землях.

Кроме того, в органик-индустрии есть такое понятие, как «конверсионный», или переходный, период. Если фермер хочет стать органическим, то у него пройдёт около трёх лет от подачи заявки до того момента, когда он сможет поставить на свою продукцию знак «органик». Данный период может быть сокращён, только если поч­ва вообще не использовалась в течение многих лет. Но это надо документально и лабораторно доказать.

В животноводстве всё ещё хлопотнее: животные должны питаться сертифицированными органическими кормами. Их придётся закупать на стороне либо строить полноценную ферму замкнутого цикла. И это основной барьер. Применять лекарства для профилактики болезней животных также нельзя. Обязательно беспривязное содержание: для каждого животного определена минимальная площадь – например, полгектара пастбищ для одной коровы.

И есть, наконец, требования для переработчиков. Это самая длинная история, поскольку сертифицируется не только ферма и сырьё, но и само производство. Или можно, например, сертифицировать завод, если он закупает органик-сырьё и перерабатывает, упаковывает его. В общем, «органик» – это сертификация абсолютно всего цикла производства, от поля до прилавка, включая даже складирование и транспортировку.

– Многие фермеры позиционируют технологию ноутил как экологически чистую, поскольку в ней не применяются удобрения. Но зато применяются химические средства защиты. Судя по вашим словам, органический сертификат такая продукция не получит...

– Если там используются пес­тициды и гербициды, а не допущенные биологические средства защиты, то однозначно нет.

– Как выглядит процедура сертификации? Допустим, я выращиваю овощи. Решил получить какой-либо сертификат. Что мне надо делать?

– В принципе, технология примерно одинакова при получении и российского сертификата, и международного. Как это устроено у нас: вы посылаете в орган сертификации анкету, в которой описываете своё хозяйство – какие там поля, их площадь, какие культуры выращиваются. На основании этого формируется стоимость сертификации. Она зависит от количества аудито-дней, необходимых для проверки хозяйства. Затем заполняется полная заявка и ряд форм: вы расписывае­­те, какие применяете удобрения, какой севооборот существует и т. д. После этого к вам выезжает специалист и проверяет соответствие по всем критериям стандарта. Проводятся лабораторные испытания. Итогом этого становится экспертное заключение, которое утверждается комиссией. Если вы претендуете на международный сертификат, то решение принимает зарубежный орган. Если российский, то мы сами рассматриваем представленные сведения. Далее фермер переходит в период конверсии, который будет длиться от одного до трёх лет. И только после этого он сможет получить право использовать маркировку на своей продукции. При этом начиная с подачи заявки фермер попадает под постоянный контроль органа по сертификации и каждый год должен проходить инспекционный аудит.

– Сколько обычно стоит сертификация?

– Российская, например, «Листок жизни», – в районе 80-100 тысяч рублей для хозяйства площадью около 1 тыс. га. Плюс 35-50 тысяч за каждую тысячу гектаров. Стоимость европейской сертификации рассчитывается в евро и начинается от 2 тысяч за небольшое хозяйство. Животноводство, разумеется, дороже, поскольку нужно проверять и корма, и животных, и места, где они пасутся.

– Вы говорите, что интерес к сертификации растёт. А сколько фермеров сертифицировано, к примеру, в вашей организации?

– У нас есть производители, которых мы инспектировали для получения международного сертификата «органик»: их около десятка. И есть организации, сертифицированные по «Листку жизни». Непосредственно производителей пищевой продукции там четверо, и все разные: это растениеводство, животноводство, ликёро-водочная продукция и растительные масла.

– Многие эксперты утверждают, что производство экопродуктов – отличная ниша для малого бизнеса. Но судя по озвученным вами требованиям, выдержать их «малышам» будет непросто. Да и как продавать такую продукцию? Это же премиальный сегмент, не каждому соседу по деревне или даже в городе его предложишь...

– Органик-продукция может принести прибыль и небольшим фермерам. Главное, найти пути сбыта. Но здесь очень важна логистика. Везти «органик» на большие расстояния сложно, ведь продукция не обрабатывается химическими веществами, увеличивающими срок хранения. Но если несколько мелких фермеров объединятся, то почему бы и нет? Взялись – и организовали сообща поставку в какую-нибудь торговую сеть.

– А как это происходит в Европе?

– Там есть кооперативы. Например, в Германии есть специализированный фермерский кооператив «Биоланд». У него свой торговый дом. Но в Европе плечо доставки очень невелико. Часто продукцию производят в какой-нибудь провинции и реализуют в соседних городах на расстоянии 100-200 км. В России с этим, конечно, объективные сложности. Вот на Кубани несколько фермеров выращивают органические овощи. Но чтобы доставить их в ту же Москву и быстро продать, нужна высокая организация. Именно поэтому в декабре прош­лого года они создали кооператив «Союз органических фермеров Кубани». Сейчас в его составе четыре участника.

– Учитывая все эти сложности со сбытом – в каких нишах небольшим органик-фермерам будет проще работать?

– Конечно, если продукт имеет более-менее долгий срок хранения, его легче реализовать. Недавно мы разговаривали с нашими итальянскими коллегами, и они мне говорили: «Нужны семечки. Если у вас будет пять вагонов органических семян подсолнечника, их заберут хоть сейчас». То есть если вы ориентируетесь на экспорт, предлагайте какое-то сырьё. Не овощи-фрукты, а зерно, крупу, семечки для производства масел. А внутри страны... Нужно отталкиваться от того, куда и как это сбывать. Я думаю, если создать кооператив и выстроить отношения с сетями, то продать можно всё что угодно. В городах огромная потребность в качественной пище. Причём люди начинают понимать разницу между «фермерским» и «экологичным». Как вы понимаете, зачастую это не одно и то же.

Тимур САЗОНОВ

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Газета Крестьянин