Страна не готова к рекордам

Порты забиты зерном, закупки остановлены, но аграрии посеяли пшеницы больше прошлогоднего

Перспективы нового зернового сезона обсудили на заседании Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области. Аграрии просят правительство предотвратить коллапс и спасти их от банкротства. 

Дефицит или избыток?

Очередное заседание ростовского Зернового союза 27 октября в Азовском районе прошло в напряжённой обстановке. Мировые новости не утешают: Турция, на чью долю приходится значительный объём закупок зерна, грозится ограничить импорт из России. Ещё один пугающий фактор – Минсельхоз собирается выпустить на рынок 500 тысяч тонн интервенционного зерна. Ничего хорошего фермеры не ждут и от субсидий на перевозку зерна ж/д вагонами – они боятся, что на юг повезут дешёвое зерно с Алтая, Сибири, и без того низкие цены на пшеницу опустятся ниже себестоимости.

Непосредственно перед обсуждением для гостей организовали экскурсию в Азовский морской порт. Но даже вид стоящих на рейде кораблей, ожидающих погрузки зерна на экспорт, не развеял опасения сельхозников: в порту заполнены все склады и элеваторы, закупки практически остановлены. Рекордный урожай обнажил массу проблем в работе сельхозпроизводителей, экспортёров и трейдеров, представителей контролирующих органов.

Экскурсия в Азовский морской порт не успокоила тревогу сельхозпроизводителей

– Зачем, спрашивается, мы выращиваем пшеницу? Не пора ли ограничить её производство по примеру подсолнечника – не более 10-15% посевных площадей? – возмущаются аграрии. Однако пока такие настроения идут вразрез с официальной статистикой.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Константин Рачаловский озвучил результаты посевной кампании: в Ростовской области озимыми засеяна рекордная площадь – без малого 2,5 млн га. Значит ли это, что коллапс ждёт зерновой рынок и в следующем году? Можно ли это предотвратить?

Исполнительный директор ростовского Зернового союза Юрий Паршуков обнадёжил. Он познакомил аграриев с оперативным обзором рынка зерновых ИКАР.

– Из графиков видно, что мировой рынок зерна достаточно стабилен: растёт мировое население, растёт и потребление зерна. Цены на пшеницу тоже стабильны. Так что рынок сбыта есть, нужно только находить каналы. Кстати, по прогнозам аналитиков, ожидается повышение, – отметил Юрий Паршуков.

О том, что после Нового года цена тонны черноморской пшеницы на условиях FOB (то есть на корабле) может перевалить за 200 долларов, на днях сообщил «Русагротранс». Как отметил Юрий Паршуков, больших колебаний курса доллара не предвидится, поэтому аграрии могут ориентироваться на следующие закупочные цены в Азовском морском порту (FOB): пшеница с протеином 13,5% – 10 073 руб./т, 12,5% – 9 290 руб./т, фураж – 8 922 руб./т.

Интересная тенденция – на сегодняшний день у переработчиков цены на зерно выше, чем у экспортёров. По данным ИКАР, пшеницу 3-го класса можно продать за 10 710 рублей, 4-го класса – за 9 550 рублей.

Однако мощности переработки в стране ограничены. В условиях рекордного урожая главным для производителей каналом сбыта по-прежнему остаётся экспорт. В этом году предстоит вывезти за рубеж 34 млн тонн зерна. Но здесь не всё гладко.

– Если анализировать отчётность по портам и статистику, которую собирают контролирующие органы, очевидно, есть нестыковки в цифрах. По одним данным, из Ростовской области экспортировано уже больше 7 млн тонн зерна, по другим – более 12 млн тонн. Невозможно понять, то ли мы всё зерно уже вывезли и в области ничего не осталось, то ли у нас ещё огромный потенциал, – констатировал Юрий Паршуков.

– К сожалению, сегодня ни у кого нет инструмента, с помощью которого можно понять, сколько из региона вывезено зерна, – согласился директор ростовского филиала Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки Геннадий Кириллов. Он привёл данные, которыми владеет его служба, однако в эту статистику попадает зерно не только Ростовской области, но и из других регионов: подтверждение качества для отгрузки на экспорт прошло более 12 млн тонн зерна.

Хаос на рынке зерна

О том, как реально обстоит дело с реализацией зерна, рассказали трейдеры.

– В этом году сложилась беспрецедентная ситуация. Мы идём навстречу производителям. Сотни миллионов рублей выплачено аграриям за зерно, которое находится не в портах – порты все забиты, – рассказал Александр Затонский, гендиректор ООО «Гленкор АГРО Ростов».

Аналогичная ситуация у компаний «Луис Дрейфус Восток» и «Астон».

– Мы пока не платим производителям за хранение зерна на их складах, но через месяц, вероятно, начнём, – пообещал директор «Луис Дрейфус Восток» Сергей Гремякин.
Трейдеры уверяют, что делают всё возможное, чтобы вывезти как можно больше зерна в максимально короткие сроки. Но есть ряд трудностей, отношения с Турцией – одна из них.

– Я удивляюсь нашей власти: весной министр сельского хозяйства сказал, что Турция закрылась, но мы найдём новые рынки сбыта, – выступил гендиректор ЗАО «Красный Октябрь» Александр Шебалков. Это предприятие имеет опыт самостоя­тельной продажи зерна на экспорт. – Если он так сказал, то должен исполнять. Больше всех пострадала от этого Ростовская область – мы реально работаем только с Турцией. Грузия в основном закупает зерно в Ставропольском крае: его перевозят туда машинами. Министр сказал, и на этом всё закончилось, никто ни за что не отвечает.

Александра Шебалкова поддержали аплодисментами. 

Директор ООО «Земля» Сальс-кого района Анатолий Скубин предложил активу Зернового союза самостоятельно заняться поиском новых рынков сбыта. Недовольство аграриев погасил Геннадий Кириллов: «Работа идёт, Россия экспортирует зерно больше чем в 60 стран мира, в этом году добавился новый рынок сбыта: Финляндия. В прошлом году мы начали продавать пшеницу в Индонезию. Поверьте, политическая обстановка в мире напряжённая, Россию нигде не ждут».

Далее трейдеры рассказали, что к сложностям политическим добавляются логистические. В портах запретили работать судам с иностранным флагом, а российских судов не хватает – часть теплоходов отправилась на перевозку угля с ДНР. В условиях нехватки судов, а также уменьшения спроса на прямые поставки малотоннажными судами трейдеры перешли на новую схему работы – перевалку на рейде. 3-5-тысячники отвозят зерно в порт «Кавказ» и там перегружают в суда 50-60 тысяч тонн.

– Это сложная логистическая цепочка, – отметил Александр Затонский. – На то, чтобы принять зерно, отсортировать, загрузить, уходит немало времени. Кроме того, мы сильно зависим от погоды.

– Из-за частых штормов и высокой загруженности каждое судно, которое уходит в порт «Кавказ», сталкивается с простоем, – подтверждает Сергей Гремякин. – Это обходится нам в 100-150 тысяч долларов, порой мы работаем в убыток. Простой может затягиваться до двух недель. 

По мнению трейдера, в России нет удовлетворительно работаю­щей портовой инфраструктуры. Нужно создать как минимум 10 терминалов на глубокой воде и углубить проходной канал в Азовском море, так как Азовский морской порт тоже часто не выпускает суда из-за отсутствия воды. 

– Мы не можем позволить себе увеличивать урожай, не увеличивая портовые мощности, – согласился Дмитрий Лысенко, гендиректор ООО «Астон». – За 10 лет в стране не было построено ни одного нового теплохода река-море. Страна оказалась не готова к рекордным урожаям.

Как сказал Александр Затонский, всё перечисленное вместе создало на рынке зерна total mess (с английского – полный беспорядок, хаос). По-русски это можно было бы назвать «гордиев узел». Разрубить его пока не под силу российским чиновникам, но тот, кому удастся это сделать, получит в глазах аграриев несомненный авторитет. 

В этом году в порту построили новые ёмкости для хранения зерна, но и их не хватает для такого рекордного объёма

«Подорожания не ждите»

К большому неудовольствию сельхозпроизводителей, трейдеры опровергли информацию, озвученную Юрием Паршуковым, о возможном подорожании зерна после Нового года. Вернее, так: зерно может подорожать на мировом рынке, но на внутреннем – вряд ли. Как рассказали трейдеры, их усилия направлены сейчас на то, чтобы как можно скорее освободить порты: в середине ноября навигация в больших портах закрывается и возобновится только в марте. Зимой в портах работают ледоколы, поэтому в небольших объёмах поставки всё же идут. Но за это с экспортёров взимают ледовый сбор, перевозка обходится дороже.

– Фрахт и так подорожал с 12 долларов до 45 долларов на Турцию, – утверждают экспортёры. – Мы не можем сказать, что в марте пшеницу будем покупать дороже. Для мартовских отгрузок мы покупаем сейчас. Очевидно, что это весьма рискованно и издержки высокие, отсюда и низкая цена. А дальше – нельзя исключать тот факт, что зерно пойдёт вагонами из Сибири. Если же выпустят на рынок интервенционый фонд, цены просто обрушатся.

Не радужную картину обрисовали и по подсолнечнику.

– Наша компания занимается переработкой и экспортирует подсолнечное масло. Основной рынок сбыта – Турция, шрот также идёт в Турцию, – рассказал Дмитрий Лысенко. – С прошлого года мы ищем новые рынки сбыта. Начали экспортировать в Ирак, Иран, в Китай – бутилированное масло. Но надо работать не один год, чтобы укрепить позиции. В прошлом году закупочные цены на подсолнечник были высокими из-за курса доллара. В этом цена упала из-за доллара и потому что подешевело масло. Мы закупаем подсолнечник по 15 700 рублей и 16 200 рублей (Морозовск и Миллерово соответственно).

Аграрии считают, что экспортные цены на подсолнечник могли бы быть выше, если бы трейдеры продавали маслосемена, а не масло, и если бы правительство отменило экспортную пошлину. В настоя­щее время она составляет 6%.

Однако Дмитрий Лысенко считает, что требовать отмены пошлины сейчас нет нужды: в рамках ВТО её всё равно вскоре отменят. А пока она защищает интересы российских переработчиков, что тоже немаловажно.

Настроение аграриев в начале нового сезона вряд ли можно назвать оптимистичным: в настоящее время хорошей для них цены нет ни на одну культуру. Как отметил председатель СПК «Заветы Ильича» Сергей Понкратов, вдвое упали цены на чечевицу, подешевели горох, ячмень и кукуруза.
Юрий Паршуков, однако, не разделяет пессимизм сельхозпроизводителей в отношении последней культуры. 

– На мировом рынке к кукурузе особое внимание, спрос на неё высок, потому что её покупают не только на продовольственные цели, а ещё и для производства биоэтанола. Поэтому цены на кукурузу уже практически достигают уровня цен на пшеницу на мировом рынке, – отметил Юрий Паршуков. – Вопрос внедрения этой культуры на поля важный, особенно в свете того, что остатки по кукурузе минимальны в отличие от пшеницы.

Однако у экспортёров интерес к кукурузе слабый. А у переработчиков закупочные цены более чем скромные. Представитель «Астон» озвучил цену на кукурузу в ЦФО: 6,50 рубля за килограмм. Сельхозники даже не спешат убирать урожай в поле: все склады заполнены пшеницей, и кукурузу даже некуда уложить.

SOS: спасите наши сёла!

Сельхозпроизводители не скрывали своих эмоций. «Сельское хозяйство в заложниках! – констатировали они. – При такой политике скоро вымрут последние, оставшиеся на селе».

Однако одним выплеском негатива аграрии не ограничились. Они выдвинули ряд предложений для исправления проблемы и надеются, что их услышат в правительстве.

В частности, аграрии считают, что необходимо потребовать от государства немедленного начала зерновых интервенций. 

– Должны быть понятные правила игры, какая-то стабильность: сказали – интервенции будут проводить, значит, надо их проводить, чтобы аграрии понимали, на что им рассчитывать, – считает Александр Шебалков. Его поддержал Константин Рачаловский.

Другое предложение – создавать логистику для доставки зерна грузовым транспортом в порты, строить парковки с удобствами. На этом требовании министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области особо заострил внимание, также как и на предложении ввести субсидии на транспортировку зерна по воде. Если соответствующая программа будет принята в отношении ж/д перевозок, то почему нельзя потребовать того же и для речных судов?

Отдельным блоком затронули субсидирование строительства хранилищ для зерна. Эта проблема особенно актуальна для восточных регионов. Из-за нехватки ж/д вагонов они вряд ли смогут воспользоваться льготной доставкой по новой программе. Соответственно, им нужны элеваторы в зоне доступности автотранспортом.

Самое горячее одобрение аграриев вызвало предложение о развитии переработки зерна и животноводства. Чтобы стимулировать эти отрасли, необходимо добиться снижения цен на энергоносители: ГСМ, электро­энергию, газ.

– В Китае свет стоит 60 коп., а у нас семь рублей. Раньше были льготы, а теперь приходится сокращать рабочие места, молодёжь вся ушла из села. Аграриям сегодня не на чем брать маржу. Цена на всё упала, а затраты выросли, – заявил Александр Шебалков.

Катастрофой для донских сельхозпроизводителей назвали то, что краснодарские аграрии научились выращивать качественное зерно: в этом году кубанцы получили 80% продовольственной пшеницы. В Ростовской области 66% зерна соответствует уровню продовольственного. Это на 10% меньше, чем в прошлом году.

То, что ростовчане выращивают всё меньше качественного зерна, опасная тенденция. Ведь в будущем они могут потерять рынки сбыта. Вернуться на прежний уровень в одночасье не получится. Снижению качества – множество причин: недостаточное или неграмотное внесение удобрений, недостатки селекционной работы, погодные факторы… По особой просьбе собравшихся директор агрохимического центра «Ростовский» Ольга Назаренко рассказала о тактике и стратегии работы с удобрениями, как сэкономить на внесении и при этом повысить качество урожая. Но главное, что отметили участники заседания, зерно 3-го класса в настоящее время не востребовано рынком. Более ходовой позицией остаётся 4-й класс с содержанием протеина 12,5%. А если разница в цене минимальна, то зачем вкладывать больше?

Геннадий Кириллов призвал собравшихся не идти на поводу у этой опасной тенденции и возобновить работу над повышением качества зерна. Иначе о новых каналах сбыта можно и не мечтать. 

Инга СЫСОЕВА
г. Азов, Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин