«Если не принять меры сейчас, прогнозы могут быть только отрицательными»

Учёные рассказали, что Дон обмелел из-за безвозвратных расходов воды в нём и его притоках

По словам исследователей из Южного федерального университета, маловодье на Дону наблюдается последние 15 лет, и за это время главная река региона и её водоёмы мелеют чуть ли не каждый год. По этой же причине – от маловодья бассейна Дона – солонеет и Азовское море. Портал donnews.ru привёл комментарий учёных из Азовского НИИ рыбного хозяйства, которые заявили: следствием роста солёности стало то, что в море появились морские промысловые виды рыб – мидии, рапаны.

Алексей Тихонов, кандидат биологических наук, и. о. завкафедой зоологии АБИБ ЮФУ, солидарен с коллегами: стоит только вспомнить недавний заход в Азовское море типично морского обитателя – медузы корнерота. При этом обе группы учёных уверены, что ничего благоприятного от этого временного явления ждать не следует: бóльшее число морских видов рыб и моллюсков не компенсирует того, что Донской бассейн уже потерял значительный объём речного стока, а его экосистема с ценными пресноводными видами обнищала.

Маловодье, по словам учёных из ЮФУ, обуславливается несколькими причинами: во-первых, водой из рек снабжают население всего региона, во-вторых, аграрии каждый сезон используют воду, поливая сельхозугодья. Андрей Кузнецов, директор Института наук о Земле ЮФУ и кандидат географических наук, заявил, что сейчас режим природопользования в водоохранных зонах нещадно нарушается, а объём загрязнённых вод, которые сливают с полей, шахт и после использования на производстве и в быту, растёт.

Он подчеркнул, что изменить продолжительность климатического цикла (когда реки то мелеют, то наполняются водой) нельзя. Но то, что маловодье Донского бассейна сейчас длится дольше обычного, точно можно назвать систематической проблемой.

– Бережное отношение к системе Дона и его бассейна, более экономное водопотребление помогли бы существенно сгладить негативные эффекты маловодья. Главный потребитель донской воды в регионе – это сельское хозяйство. Так сложилось на протяжении многих десятилетий, однако в последние годы более засушливые условия тёплого сезона, когда влага особенно нужна сельскохозяйственным культурам, увеличивают потребности воды на орошение, и это притом что объём речного стока и без того сейчас существенно ниже нормы, – рассказал эксперт.

При этом он не считает рациональным перебросить часть стока Волги в Дон. Хотя сейчас проблема маловодья Волги стоит менее остро, нужно решать вопрос локально, на Дону, а именно изучить состояние малых рек, прудов, гидротехнических сооружений и, в случае чего, ликвидировать те, что уже не имеют хозяйственного значения. Также, подчёркивает Андрей Кузнецов, нужно привести в порядок берегозащитные и водоохранные полосы, сети дождевой канализации в населённых пунктах, восстановить зелёные зоны с водоохранным значением и продолжить реконструировать и вводить в строй новые очистные сооружения.

– Без принятия этих мер масштабные работы по расчистке русел рек, модернизации некоторых из существующих гидротехнических сооружений, которым министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области справедливо уделяет большое внимание, останутся лишь борьбой с последствиями, а не с причинами, и в короткий срок снижение водности рек, процессы их заиливания, зарастания и накопления загрязняющих веществ в донных отложениях сведут на нет все эти усилия, – уверен Андрей Кузнецов. 

Учёные утверждают, что на происходящие процессы также повлияла неправильная вспашка полей. Ольга Безуглова, профессор кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов АБИБ ЮФУ, подчеркнула, что фермеры продолжают распахивать поля вдоль склонов, а не поперёк, как это требуется по технологиям, из-за чего слои почвы сдувает ветром и смывает талыми и дождевыми водами в реки. Частицы попадают в водоёмы, после чего те покрываются илом и постепенно мелеют. 

Помимо того что вскоре регион может остаться без водных ресурсов и, как следствие, без водоснабжения, крупными экономическими и биологическими последствиями исследователи называют то, что из-за меньшего числа рыбы регион может лишиться главной области своего дохода, и всё меньше ранее гнездившихся на Дону птиц будут здесь жить и питаться. И если первую проблему в обозримом будущем решить сложно, но можно – построить нерестовый канал за сумму не меньше 1,3 млрд рублей, то со второй искусственным путём не справиться. Кандидат биологических наук Алексей Тихонов говорит, что обмеление водоёмов привело сразу к нескольким последствиям: уменьшилась площадь тростника, а значит, сократились места для гнездования птиц, высыхают или заиливаются пресные озёра, где кормились такие редкие виды пернатых, как орлан-белохвост и скопа, а также разрушается среда обитания русской выхухоли – краснокнижного животного, которое жило у озёр.

Летом этого года объём притока вод в Цимлянское водохранилище составил лишь треть от нормы, а буквально в конце октября обмелела и река Маныч. Даже краеведы бьют тревогу: по словам Андрея Бойко, доцента кафедры археологии и истории древнего мира ИИМО ЮФУ, хотя Дон на протяжении своей долгой истории мелел несколько раз, сейчас площадь испарения воды стала больше. Во многом это происходит из-за влияния человека – строительство гидроузлов, водохранилищ ускорили процессы обмеления.

– Однако ранее происходящие кризисы имели локальный характер, и природа могла самовосстановиться. Нынешний же – системный. И если сейчас не предпринять серьёзных мер, то прогнозы могут быть только отрицательные, – говорит Андрей Бойко.

Маргарита Шеховцова
Фото Евгения Вдовина, 161.ru

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭкологияОбщество
Газета: Газета Крестьянин