Мама в большой семье Пустоваловых

У Евдокии Никитичны были награды и за материнство, и за труд

Весной 1962 года в правление колхоза им. Шолохова зашёл коренастый паренёк с кучерявой причёской на голове:

– Вам пастухи не нужны?

Только что закончилась утренняя планёрка главных специалистов хозяйства, но от председателя не спешили уходить со своими проблемами зоотехники, бригадиры. А тут этот юный посетитель, и все сидящие за столом повернулись к нему, разом загомонили:

– Да как же не нужны?! А ты чей же будешь, откуда?

– Пустовалов Иван… Из Воронежской Чернавки…

Приезжали и раньше в хутора верхнедонских хозяйств жители соседних поселений Воронежской области по части строительства жилых и производственных объектов, но на работу по части животноводства мало было желающих. А этот, совсем ещё мальчишка, просился пастухом. 

– Что за нужда… в такую даль?

 – Мне советовали к вам… Школу закончил… Надо помогать родителям… А у вас в колхозе и хлеб можно заработать… Семья большая…

– А ты верхом на коне можешь ездить, не боишься?
Ваня – грудь колесом:

– С детства на коне… Мамка даже корову приучила в двухколёсной арбе ходить…

– Ну, тогда принимаем… Нам подпаски нужны. Пиши заявление! Будешь хорошо работать – заплатим за сезон, хлеба выпишем.

В поселении немало жителей по имени Ваня, а этого с первого дня стали именовать Ваней Кучерявым. И с первого же дня он всем понравился трудолюбием, послушанием, своим ответственным отношением к делу. Он пас и дойный гурт, и молодняк в качестве помощника, но часто и сам оставался в одиночку со стадом; пас и в ночную смену. Главное – накормить бурёнок, чтобы доярки не пеняли: мало молока дают коровки… Но к Ване претензий не было. Руководители стали интересоваться, а не переехать ли всей семье Пустоваловых из прославленных сёл петровских кораблестроителей, с реки Осередь, на Дон, в колхоз им. Шолохова? «Дом вам подыщем за счёт хозяйства!»

…Осенью, когда закончился пастбищный срок, Ваню попутным транспортом привезли в Чернавку с несколькими мешками отсевной муки, зерна и немалой по тем временам суммой «новых» денег. И сестра Катя, проживающая сегодня в хуторе Кобызёвском Шолоховского района, где начинал работать её старший брат, теперь вспоминала:

– Ваня приехал, у него в 14 лет на руках были мозоли… А нас десять человек в семье. Папа, Семён Иванович, в песчаном карьере попал под обвал, ноги перестали подчиняться, а мама, Евдокия Никитична, одна за всех работала дояркой. И восемь братьев и сестёр мал мала меньше… Мы Ваню обнимаем, целуем. Мы живём – Ваня привёз муку, хлеб! Ваня заработал. Мамка тут же напекла калачей из белой муки, и мы, кто помладше, вывалили на улицу с этими калачами всем на диво: Семёнчевы белый хлеб едят! А в селе в ту пору только житный, серый. Ваня и говорит: «Поехали в Вёшенский район. Меня хорошо приняли, всю семью нашу приглашают, под жильё дом приготовили для нас. Всем будет работа». Так и переехали на новое место жительства. Мама пошла работать дояркой, затем свинаркой, и нас воспитывала, кормила, и все мы в большой семье выросли, выучились, каждый избрал себе профессию, нашёл место в жизни усилиями нашей мамы. Она всю жизнь была в числе передовых животноводов колхоза, затем совхоза. Её каждый год награждали премиями, грамотами. Были у неё награды и за материнство, и за труд. Мы ею гордились, во всём с детства помогали – на огороде, на ферме. Папа передвигался только по комнате, мог чеботарить, приглядывать за печкой да за нами малыми. Не всегда всё было у нас на столе, в нашем гардеробе, но жили мы дружно, весело, участвовали во всех школьных и хуторских праздниках. У нас, сестёр и братьев Пустоваловых, теперь до двадцати внуков и правнуков, живём уже своими семьями, но самые тёплые воспоминания –всегда о маме.

Поблизости с Катей живёт в хуторе Колундаевском сестра Таня. Она 37 лет работала дояркой, заработала 17 тысяч пенсии, сама давно уже бабушка, рассказывала:

– Отец рано умер, а мама прожила 95 лет, из них трудового стажа – 45. Анна первой вышла замуж за Василия Дюкова, они стали передовыми птицеводами района, воспитали сына и дочь. От Ивана в Сухуми дочь проживает. У Маши тоже дочь, а сын военным стал. Катя выучилась на зоотехника, у неё дочь и сын. У меня тоже сын и дочь, живут поблизости на Зимовной, где мы поселились первоначально, сын работает механизатором в СПК. У брата Коли две дочери. Одна работает в сельской администрации, а вторая в детском садике. У младшей Галины – три дочери, вышли замуж за военных. Мама последние годы жила у неё в хуторе Максаевском нашего района, помогала по дому. Кто жив, кто не в дальнем отъезде – изредка собираемся мы, потомки Пустоваловых, вместе. Вспоминаем папу, гармониста и знатока русских песен, маму, которая вывела нас в люди. А вообще-то большая семья – это и есть радость жизни.

В архиве сестёр не так уж много фотографий родителей, сестёр и братьев. Но семья Пустоваловых, многодетная, трудолюбивая, по сей день на слуху в Колундаевском сельском поселении. Крепкие её корни глубоко вросли в донскую землю. Мама, Евдокия Никитична, всегда была в семьях своих детей, внуков желанным гостем. По-моему, это и есть главное счастье родителей.

Евдокии Никитичне бог даровал это счастье до 95 лет. Её не стало в 2014 году, но есть кому вспоминать её добрым словом, поминать хлебом и солью.

Григорий Рычнев
Колундаевское сельское поселение,
Шолоховский р-н,
Ростовская обл.
Фото из архива сестёр Пустоваловых

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин