В предлагаемой статье излагаются результаты всего лишь двухгодичного опыта работы агронома в Интернете. Почти новичка в этом деле, как и большинство из читателей.
Каждый из аграриев, особенно те, кто занимается выращиванием скоропортящейся продукции, хорошо знают, что зачастую её легче вырастить, чем вовремя и без потерь – реализовать.Эту проблему мне приходилось ежегодно наблюдать и в хозяйстве моего товарища, коллеги и друга, успешного, по местным меркам, фермера.
Даже при том, что овощная продукция была разнообразной и её реализация распределялась на несколько месяцев года, всё равно это не было ни простой, ни лёгкой и не дешёвой, а изматывающей нервы, работой. Ежедневно на рынки области и в столицу приходилось снаряжать одну а то и две автомашины с продукцией, обеспечивая их не только водителем круглосуточной занятости, деньгами на дорогу, горючее, питание, но и экспедитора – продавца тоже. А по возвращении машин – нелёгкие разбирательства по выручке, потерям от порчи товара при дальних перевозках да рыночных бдениях и многое другое. И так изо дня в день, многие месяцы и из сезона в сезон.
Было совершенно очевидно, что что-то надо менять. И менять на современном уровне. Сначала автором было предложено заказать страничку хозяйства в Интернете. Но прошёл сезон, а от существования нашей, вроде постоянно действующей рекламы в Интернете, не поступило практически ни одного заказа. Проанализировав все доводы, убедил товарища заказать полнофункциональный сайт хозяйства с необходимыми рабочими функциями. К этому времени уже хорошо представлялось и то, каким должен быть сайт и что он должен уметь выполнять. Поэтому всё текстовое содержание сайта и цифровые фотографии к нему, вместе с чётким, продуманным заказом по функциям сайта, буквально за месяц были сформулированы и оказались у «сайтостроителей».
Да и сайт, не без названной помощи, был готов буквально за два месяца и уже в конце сентября 2005 года наш сайт:www.farmer.com.ua был задействован в работу на платном хостинге. Жаль что осенью, когда основная часть продукции хозяйства уже была продана.
Но требовательная и в то же время, конструктивная, работа с WEB – студией при хостинге не прекратилась. За разумную оплату хозяйство заказало ей работу по «раскрутке» сайта. На деле это означало работу в том направлении, чтобы в поисковых системах наш сайт фигурировал по заказам на нашу продукцию на позициях, близких к началу списка, выдаваемого по запросу поисковыми системами. Дело в том, что у людей, ищущих в Интернете нужную им информацию, обычно не хватает терпения просматривать более двух страниц найденных источников, предоставленных поисковиками. Поэтому вероятность оказаться замеченными наиболее высока у тех сайтов (и фирм. за ними стоящих), которые позиционируют ближе к началу выданного списка и будет отражён, как адрес вашего сайта.
Проэспериментируйте, пожалуйста и закажите поисковику найти один из видов нашей продукции, например: рассада земляники, ранние помидоры или поздняя капуста и проверьте, на каком месте будет позиционировать наш сайт: www.farmer.com.ua по выдаче сведений, где можно найти заказываемое. Не стану упреждать ответ. Оставляю его для вашего эксперимента.
Лучше всего отвечают практические результаты. Так, уже первый же сезон после запуска в работу нашего сайта предшествовавшей осенью, наше хозяйство плавно перешло от выездной продажи на продажу со своих складов. Только малотоннажные остатки и нестандарт вывезли на ближайший оптовый рынок.
На следующий сезон наш фермер, из озабоченного проблемами реализации и дефицитом времени, хозяйственника, постепенно превратился в своеобразного мобильного диспетчера по распределению имеющейся продукции. Регулируя сроки приезда очередных оптовых покупателей и размеры продаваемых партий продукции.. Даже такая деликатная продукция, как ягоды земляники, и то никогда не залёживалась дольше считанных часов. А оптовых покупателей наш фермер уже мог себе позволить выбирать из напрашивающихся в клиенты, учитывая их аккуратность в деловых отношениях и другое, что делает отношения прогнозируемыми.
Нас стали находить покупатели не только из ближайшего, но и из дальнего зарубежья. И теперь часто основной проблемой для деловых отношений с такими покупателями становилась невозможность сформировать достаточно крупные единоразовые партии продукции, выгодные для дальних перевозок.
Собственно, создание и функционирование сайта было автором запланировано ещё для обслуживающего фермерского кооператива, где и планировалось сообща формировать крупные партии единообразной продукции. Но, с одной стороны, ряд членов кооператива посчитали себя и без того самодостаточными во всём и поспешили устраниться от участия в кооперировании, а с другой стороны налоговая служба не могла вытерпеть того факта, что функционирует обслуживающий кооператив, с бесприбыльным статусом, с которого не положено драть налоговую шкуру. А потому сделала все незаконное, чтобы придушить такой кооператив в два приёма. Но полезный задел не пропал даром и территориально сложился неофициальный «кооператив» хозяйств родственников из четырёх хозяйств.
Но и это не стало проблемой для работы с сайтом. Я, как администратор сайта, зная реквизиты владельцев продукции и оперативные сведения по наличию для продажи той или иной продукции в хозяйствах, оперативно направлял поступающие заявки на соответствующие телефоны владельцев продукции. Приятно было видеть, как вся продукция всех четырёх хозяйств в сезон 2007 года разошлась вообще « в очередь»!! Это значило, что ещё на собираемую или сортируемую продукцию уже стояло ежедневно в очереди несколько автомашин покупателей весь сезон! Это и является практическим результатом работы сайта и работы с сайтом и клиентами сайта.
Мало того, коллега, увидев рано утром очередь автомашин у проходной фермерского хоздвора, слово за словом выяснила причину такого явления, а узнав, что в этих местах спрос превышает предложение, попросила помочь реализовать продукцию дюжине её подопечных, по семенам, хозяйств.
Как говорится, у меня резервов было достаточно и, как администратор сайта, зная только имена и телефоны хозяйств, за месяц направил в их адрес немало звонков потенциальных клиентов, что привело к тому, что за полтора месяца и там на складах ничего не осталось, а хозяева, видимо удивлялись неожиданно откуда появившейся столь подробной, до номеров телефонов, известности хозяйств, причём не только в своей стране. Потому что этот эксперимент проводился даже без ведома участвующих в нём. Но зато он наглядно продемонстрировал возможности квалифицированной работы с квалифицированно наполненным сайтом.
Сразу хочу упредить упрощённые надежды читателей в отношении результативности работы такого помощника в Интернете. Вспомните, пожалуйста, начало нашей истории с Интернет-страничкой хозяйства. Это тоже сайт. Мини-сайт, но без тех рабочих возможностей, которые продуманно были заложены в нынешний сайт. Она, (Интернет-страничка) находилась в том же Интернете, на том же хостинге. Но, как помните, не привела в хозяйство ни одного, подчёркиваю, ни одного! покупателя.
Сам сайт, даже очень «навороченный» и дорогой, мало что изменит по сравнению с названным ранее мини-сайтом. Львиная доля результативности работы сайта - в заинтересованной, квалифицированной работе с сайтом живых людей. Причём не просто механически действующих операторов. Например, половина заявок на рассаду земляники приходят с просьбой квалифицированно объяснить тонкости и по сортам и их достоинствам и по нормам высадки, срокам, технологии и тому подобному. Поэтому немалый опыт агронома и достаточное умение работы с сайтами и в Интернете вообще, как нельзя лучше сочетается в работе с сайтом аграрной направленности, что в итоге и выливается в названные результаты.
Заказчики, нашедшие с помощью Интернет-поисковика нужную ему продукцию и в тот же день, а то и в ближайшие часы, получившие доброжелательный и исчерпывающий ответ на свои вопросы, а потом ещё и удачную сделку, конечно и на следующий раз возвратится сюда же со своим следующим заказом. Так что администратор должен быть в какой-то мере и доброжелательным психологом, менеджером с аграрными знаниями, если это аграрный сайт.
А недавно, работая в Интернете, довелось прочитать и убедиться, как думающие и считающие люди, кстати, не свою продавая продукцию, оценивают работу такого рода сайтов. Находящих клиентов для продавцов сельхозпродукции. Только заявка на привлечение покупателей на одну партию и вид продукции требует около 100 у.е. оплаты при приёмке заявки, плюс 4-5% от стоимости сделки. Стоимости реализованной привлечённым покупателям продукции по сделке. Не знаю, что получится у названных Интернет-менеджеров, но то, что сайт даже некрупного фермерского хозяйства может приносить немалую прибыль, прямую и косвенную, или экономию затрат, - это совершенно очевидно и подтверждено реальным опытом.
Пишу я этот материал ещё и потому, что очень многие фермеры, не говоря уж о более крупных сельхозпредприятиях, по результатам удачного года предпочитают приобретать в первую очередь более «крутой» автомобиль, вместо того, чтобы взять его чуть дешевле, а на сэкономленные деньги заказать работоспособный сайт и подыскать подходящего администратора для него. Выгоднее всего, дополнительно обучить работе в Интернете своего агронома. И работа для него будет круглогодичной, да и обоснованная доплата к основной зарплате. Или взяться за это самому, если сам агроном. Возраст не является оправданием для отказа от такой работы с компьютером. Автору статьи уже 67. Но работа с компьютером и всем, что с ним связано, только тренирует работу мысли и возможностей, позволяя в этом отношении находиться на уровне своих, давно прошедших, 45 лет, при опыте 67-летнего специалиста. Было бы желание!
Бураков Иван Иванович – учёный агроном
Херсонская обл., Украина