Пришлось” нажать на тормоза”

Похоже, «черная пятница» обернулась для российских автомобилистов редкой удачей. Одобренный 13 ноября закон, повышающий налог на транспорт, просуществовал всего лишь три дня. Его базовая ставка с января 2010 года должна была удвоиться.

Регионам предоставлялось право как поднять её до пяти раз, так и до десяти раз снизить. Последнее, учитывая напряженность местных бюджетов, было бы вряд ли возможно.

При такой “вилке” трудно заранее сказать, где и какую сумму пришлось бы выложить за железного коня. Скорее всего, больше теперешнего. За счёт этих средств финансируется строительство, ремонт дорог. Из федерального, по образному выражению одного из политиков, на эти цели выделяется “ноль с маслом”.

Магистрали у нас в основном плохие. Значит, у местных властей будет искушение взять с автовладельцев по максимуму, за их счёт постараться привести “артерии жизни” в божеский вид. Скажем, сумма сбора за мощный “джип” может приблизиться к стоимости “Жигулей”. Эксперты не исключают, что владельцы транспортных средств станут регистрировать их там, где налог меньше. Иные вовсе могут снять с учёта. Месяцами, годами ездить с транзитными номерами, предпочитая вместо налога платить штраф сотрудникам ГИБДД.

Закон распространяется и на транспорт компаний-перевозчиков. Последние могут, соответственно, повысить стоимость проезда, чтобы за счёт граждан компенсировать выпадающие доходы. Примеру последуют и грузовые перевозчики. Это может означать увеличение стоимости доставляемых в магазины товаров.

Документ политически опасен, предостерегали думское большинство. Ибо сталкивает федеральные власти с региональными. Предлагали отклонить, как антисоциальный. Мол, давайте хотя бы на себя его примерим. Не всё же время будем разъезжать на служебных автомобилях.

Владимир Жириновский, выйдя в перерыве заседания к журналистам, сказал:

- Те же деньги в казну можно получить иным путём. Мы давно предлагали включить транспортный налог в стоимость бензина. Это более справедливо. Платить должен тот, кто пользуется автомобилем. А если пенсионер, ветеран, инвалид раза два-три выезжает летом на дачу на стареньких “Жигулях” или “Запорожце”, то почему он должен платить за весь год?

Михаил Емельянов из “Справедливой России” напомнил:

— Машины у нас имеет в основном средний класс. Он и так больше всего пострадал от кризиса. Усугублять его положение не в интересах общества, государства.

— Фракция КПРФ решила не голосовать за этот проект, — сказал корреспонденту «Крестьянина» Николай Харитонов. — В столь трудное время снова потрошить кошельки россиян, при том, что не растет их зарплата — какой-то абсурд.

— Оппозиция лжет, - заявил «единоросс» Андрей Макаров. - Почему владелец “Феррари”, сумевший найти сотни тысяч евро на его покупку, не может платить налог больше, чем владелец “Жигулёнка”? Право определять его размеры отдается региональным властям. Для одних категорий автовладельцев суммы увеличат, для других снизят или оставят на прежнем уровне.

Так — в идеале. Но наша налоговая система подобна косилке, срезающей всё подряд и под корень, возражали оппоненты. Большинством голосов законопроект был принят в третьем, окончательном чтении. Однако через три дня председатель Госдумы Борис Грызлов объявил, что документ должен быть пересмотрен. Иные подумали: спикер пытается поправить свою репутацию, подпорченную его «исторической» фразой: «Парламент – не место для дискуссий». Дело, однако, не в нём.

Автомобилисты начали акцию протеста. «Гудки гнева» звучали на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, ещё не менее тридцати городов. А на сайт президента Дмитрия Медведева поступило около 18 тысяч писем граждан, возмущенных этим законом. И Кремль решил нажать на тормоза. Базовую ставку налога оставили прежней, право повышать её или понижать - за регионами.

Оппозиция не упустила при этом случая взять реванш. Николай Харитонов потребовал от Андрея Макарова извинений за уличение во лжи. Другие открыто выражали недоумение. Дескать, как же федеральная власть управляет страной, когда Путин - премьер и лидер «Единой России» - предлагает закон, а Медведев отвергает? Кремлевские чиновники называют происшедшее «подставой» Минфина. Но в Госдуму законопроект поступил от имени правительства, за подписью главы кабинета. Что же там за аналитики, эксперты, если не могли просчитать последствия.

Впрочем, это не первый случай, когда Госдума резко меняет позицию. Так было, например, с законом о малых инновационных предприятиях при вузах, НИИ. Тогда, чтобы исправить его по «лекалам» Кремля, депутатам пришлось срочно прервать каникулы, собраться на внеочередное пленарное заседание. Выходит, и впрямь наш парламент – не место для дискуссий.

Наш соб. корр., г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин