Всех нас ждёт ГЛОНАСС

Правительство настоятельно рекомендует использовать отечественные навигаторы

Премьер-министр РФ Владимир Путин: «Полагаю, уже с 2012 года все новые автомобили могли бы продаваться уже со встроенной системой (ГЛОНАСС)».

Премьер-министр уже поддержал компактные чипы ГЛОНАСС, существующие, по сути, пока лишь в виде нескольких прототипов. Кто будет поддерживать потребителей, которым скорее всего всучат громоздкие и энергоемкие гаджеты взамен глобального стандарта GPS, - непонятно.

По мнению премьера, ГЛОНАСС сможет повысить уровень безопасности на дорогах России.

Правда, премьер-министр признал, что уровень использования российских навигационных систем даже на транспорте в Российской Федерации пока не превышает и 10%. Что не удивительно: российские военные сняли все ограничения по точности определения координат объектов в рамках использования национальной глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС) только 1 января 2007 года когда уже от гражданских американских приемников системы GPS некуда было деваться.

Для сравнения: сейчас в 2010 году отряд спутников системы GPS насчитывал 31 аппарат, у ГЛОНАСС 23 орбитальных спутника, из которых два аппарата находятся в резерве. Для полноценной работы системы спутниковой навигации штатный орбитальный состав должен насчитывать 24 навигационных космических аппарата.

Цена навигатора ГЛОНАСС пока примерно в два раза выше аналогов, принимающих сигналы только американских спутников. Со временем цена навигатора, конечно, упадёт, но если заставить автопроизводителей ставить навигаторы на все автомобили, которые экспортируются в Россию, то цены на машины вырастут. А если компания позаботится о встраивании навигатора в компьютерную систему автомобиля, то разработка таких вещей влетит компаниям в копеечку, и они отыграются на российских покупателях.

Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков уже успел «провести беседы» с некоторыми поставщиками мобильных устройств (в цитате Интерфакса упоминаются Nokia, Siemens и Motorola). Руководитель «Системы» просит законодательно обязать компании, производящие мобильные телефоны и смартфоны, оснащать свою продукцию чипом ГЛОНАСС и ссылается на опыт американцев, которые «точно так же защитили в своё время свой рынок, когда переходили на GPS».

В прошлом году подобные попытки предпринимал Роскосмос (тогда ведомство разработало «рекомендации» по увеличению таможенных сборов на ввоз иномарок, не оснащенных отечественным навигационным чипом). Недавно появилась информация о том, что АвтоВАЗ и, по всей видимости, КамАЗ будут оснащены ГЛОНАССом в обязательном порядке.

Самое интересное во всей этой ситауации даже не то, что российские власти в очередной раз довели нормальный протекционизм до абсурда, а то, что весь сыр-бор разгорелся вокруг недоделанной технологии. Среди проблем числятся: недостаточная стабильность работы, недостаточная зона покрытия, громоздкость, энергоемкость, высокая стоимость (все - в сравнении с GPS). На данный момент платы ставят только на автомобили. Опытные партии приборов ждут в этом году, а уже в следующем намерены их «массово внедрять».

Речи о том, чтобы работать над техническим совершенством устройств, по всей видимости, не идет. Тем не менее административную поддержку проект уже получил. За законодательной, судя по всему, дело не станет. Необычные для развитых стран методы конкурентной борьбы, похоже, еще долго не выйдут из моды в России.

Выразить свое отношение: 
Теги: Путин
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин