За школу - как за Родину

Хуторяне отстояли родную «девятилетку», но праздновать победу не спешат

- Малая родина - это ваш дом, ваш сад, школа, наш маленький хутор. Что бы ни случилось, помните и любите... - напутствует своих учеников преподаватель начальных классов Татьяна Рвачёва. Впервые за тридцать с лишним лет учитель­ской работы ей так трудно справляться с волнением. Жизнь не новаторской, не экспериментальной, а обычной сельской школы в хуторе Жуков оказалась под угрозой РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ.

По мнению российских реформаторов, если в учебном заведении детей мало, нет смысла его содержать, а есть смысл посадить ребятишек в автобус и отправить на занятия в ближайшую школу покрупнее: с одной стороны, бюджетные деньги будут расходоваться экономнее, а с другой - качество образования будет, якобы, лучше. Так жуковцам и объяснили. Но люди не согласились с доводами чиновников и объявили «войну за школу и донской хутор».

Сход постановил, власти проигнорировали...

Первым делом хуторяне организовали сход. Пригласили и главу сельского поселения, и представителей районной власти. Чиновники пояснили: система российского образования переходит на нормативно-подушевое финансирование, и при новых условиях денег на содержание школы нет. По словам заведующей Семикаракорским отделом образования Ольги Фроловой, если все школы оставить работать в прежнем составе, на финансирование учебных заведений и зарплаты учителям району может не хватить тридцать миллионов рублей. Значит, надо «укрупнять» одних и сокращать других.

Под грабли реструктуризации согласно планам районного отдела образования попали сразу семь школ, в том числе и жуковская. Школа - малокомплектная, в девяти классах учатся девяносто восемь ребят. Ольга Ивановна пыталась убедить: единственно правильное решение в сложившейся ситуации- оставить начальную школу, а остальных ребятишек возить на занятия в соседний хутор Зелёная Горка, где есть «одиннадцатилетка». Обещала, что транспорт будет работать исправно, заверила, что качество образования только улучшится...

У родителей нашлись свои аргументы. Школа благополучно прошла аттестацию в мае, получила лицензию. Качество обучения всех вполне устраивает: жуковские дети на олимпиадах показывают неплохие результаты, успешно участвуют в областных конкурсах, в спорте привыкли быть лидерами на районных соревнованиях, а главное - потом продолжают хорошо учиться. Более половины учеников жуковской школы - дети турецкой диаспоры. Русский язык даётся им очень тяжело. Родители понимают: в большой школе нянчиться с их чадами никто не будет. Забеспокоились мамы ипапы и о надёжности транспорта, и о безопасности перевозок, о том, что детям придётся раньше просыпаться и позже возвращаться домой, а значит, нагрузка на здоровье увеличится...

А тут ещё защемили родительские сердца: большинство жуковцев учились в своём хуторе, тянутся к школе, как к отдушине, объединяются вокруг неё. Вот и показали решением схода большую фигу мудрёной реструктуризации.

Районное начальство вроде бы обещало учесть мнение жуковцев... Но пока ро дители собирали детей в «отвоёванную» школу, в отделе образования тихо готовили документы для перевода школьников в Зелёную Горку.

За закон - как за соломинку

Шило в мешке не утаишь: узнав, что решение схода проигнорировали, жуковцы снова подняли шум. Ходили на приёмы к чиновникам разных уровней, жаловались в прокуратуру, писали письма. За Закон «Об образовании» и Закон о местном самоуправлении люди ухватились, как за соломинку. Там чёрным по белому писано: без решения схода школу закрывать нельзя. Из российской столицы пришёл ответ обнадёживающий: «...ликвидация сельского образовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей...». И далее: « ...при нормативном финансировании малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества обучающихся». По словам жуковцев, областное министерство тоже не подтвердило необходимость возить детей в Зелёную Горку. (Правда, у редакции таких данных нет. За комментарием наш корреспондент обратился в областное министерство образования. Живому общению с журналис том чиновники предпочли официальный запрос.)

Народ обвинил во всём районных руководителей. Но что оставалось местным властям, если указания, как реформировать сельскую школу, рождаются в куда более высоких кабинетах?..

Накануне начала учебного года половину учителей жуковской школы подвели под сокращение, часть преподавателей «перебросили» в Зелёную Горку (хотя соответствующих записей в учительских трудовых не было), а зеленогорцев пред­упредили, что первого сенятбря детей из Жукова привезут на занятия.

«У вас экскаватор есть?»

Не тут-то было. В День знаний жуковцы привели своих сыновей и дочерей - нарядных, с цветами и портфелями - в свою родную школу. На линейку. Родители сами отмечают: такого единства и решимости давно не было среди хуторян. Разве что в шестидесятых годах, когда школу уже пытались закрыть... Тогда колхозники пригрозили забастовкой и победили. Спустя полвека люди пообещали объявить голодовку, если увидят замок на школьных дверях.

По просьбе жителей приехали и представители властей. Первый заместитель главы Семикаракорского района Николай Кошелев принял на себя удар народного негодования:

- Эта беда началась ещё в прошлом году. Я лично говорил на региональном совете «Единой России», что так мы придём к полному разрушению социальной сферы села... Мы не хуже вас понимаем, что, если не будет школы, завтра можно ставить крест на селе! Мы вынуждены идти на такие меры, иначе нечем будет платить зарплату учителям.

- У государства есть деньги, - возразили люди.

- Государство их нам не даёт. Вместо них мы получаем новые указания: реформируйте... Я уже все пороги обил, десять писем написал...

- Двадцать напиши! Помоги нам отстоять школу, - зашумели жуковцы.

То же самое повторилось и на следу­ющий день, на очередном сходе. Спорили, убеждали, жаловались друг другу, умоляли... В итоге один из представителей турецкой диаспоры неожиданно спросил у президиума:

- Скажите, у вас экскаватор есть?

- Зачем экскаватор? - удивились представители власти.

- Пригоняйте, будем братскую могилу рыть. Закрыть школу - всё равно, что похоронить село заживо.

Настоящее прояснилось, будущее - туманно

Пока в чиновничьих кабинетах решалась судьба школы, учителя вышли на работу. Даже те, кого сократили. Расписание составляли все вместе, вели уроки, писали планы...

- Нам отступать некуда, - пояснила молодой преподаватель химии и биологии Екатерина Казанцева. - Наша первая задача - учить детей. Они пришли в нашу школу, мы пришли к нашим детям.

Общими усилиями люди добились: «девятилетка» в Жукове будет жить. Правда, сокращений не избежали.

- Пятый и шестой классы теперь сидят на уроках вместе. Одним объясняю, что такое причастие, а других учу лексике и морфологии. Есть учебный план, который нужно выполнять, да ещё и показывать результативность на «срезах»... А ещё есть я - живой человек, который к концу дня просто обессиливает, - поясняет учитель русского языка и литературы Ольга Павлова.

На сотню детей после сокращений осталось шесть учителей. Два будут учить в начальных классах, четверо «поведут к знаниям» остальных: они будут преподавать и химию, и биологию, и немецкий - всё согласно государственной образовательной программе. Плюс кружки, классные часы, проверка тетрадей...

- Мы будем тянуть сумасшедший объём работы и получать, соотвественно, больше. Но нам эти деньги не нужны. Мы бы ими поделились, если бы разрешили вернуть сокращённых коллег. А начальство твердит: не положено, - жалуются учителя.

Сейчас занятия в жуковской школе идут по расписанию. Родители не спешат праздновать победу: сегодня отгородились плетнём схода, а завтра этот плетень может упасть под давлением очередных реформ. Дети рады - пока ещё они учатся в своей школе, дома. Учителя стиснули зубы и продолжают работать. Хуторяне даже мечтают, что когда-нибудь в их школе по­строят новый спортзал (сейчас физкультура идёт в актовом зале). Они ещё надеются... Подсчитали даже, что в ближайшие годы классы будут наполняться первоклашками как положено...

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Образование
Газета: Газета Крестьянин