А просто летний дождь прошёл...

Выведёт ли он на чистую воду преступную бездеятельность чиновников

В субботу Ростов хоронил Леру. На панихиду в лицей № 33, где училась четырнадцатилетняя школьница, собрались несколько сотен горожан. Мало кто из них знал девочку при жизни. Ей было всего 14, и она ещё ничего не успела свершить, когда 30 июня дождевой поток подхватил её лёгкое детское тело и увлёк под машину. Трагедия произошла на пересечении Будённовского проспекта с Пушкинской улицей на глазах у родителей, вышедших встретить дочь.

Валерия стала единственной жертвой ливня, который обрушился на Ростов, написали потом различные СМИ. Я бы сказала, Валерия единственная заплатила жизнью за неистовство природной стихии и разгул преступной безответственности чиновников. Жертв гораздо больше.

Сообщение о том, что ливень с градом и усилением ветра может обрушиться на донскую столицу во второй половине 30 июня и продлится вплоть до 2 июля, МЧС начало распространять заблаговременно. Ростовчане, выходя из дома, прихватывали зонтики и надеялись, что это защитит их от непогоды. В тот день солнце скрылось рано – не за горизонт, а за серую толщу тучи, накрывшей всё небо. Ливень обрушился ожидаемо. Летом семь часов вечера ещё день. Но тут казалось, что город погрузился во тьму. Её беспрерывно прорезали электрические зигзаги молний.

Улицы стали руслами рек. Поплыли машины, сталкиваясь, нагромождаясь друг на друга. Низины превратились в озёра, под ураганным натиском затрещали подгнившие деревья. Стихия бушевала часа четыре. Потом дождь стал стихать, но ужас продолжался. К тому моменту уже утонула Валерия, в Западном микрорайоне на улице 1-й Краснодарской шестнадцатилетний юноша получил удар электрическим током от оборвавшегося провода (слава богу, мальчик остался жив и был доставлен в больницу). В центре города затопило подземные пешеходные переходы, залило отдельные магазины, кафе, офисные здания. Пять семей, проживающих в низинной части улицы Портовой, оказались затоплены в своих ветхих домах, которые десять лет местные власти упорно отказывались признавать аварийными. Дом по адресу Доломановский, 11а, за последние десять лет не раз бывал затоплен во время дождей. Этот ливень он не выдержал. Люди лишились всего нажитого за многие годы. Местный житель Александр Читаев рассказал, что его мать лишь чудом осталась жива – вода поднялась до уровня её кровати. Бытовая техника пострадала безвозвратно, пришли в негодность документы.

В некоторых домах ударной волной выбило окна, вода заполнила квартиры до потолка, люди спасались, покидая жилища через проёмы рам. Разрушился аварийный, но заселённый дом в переулке Братском. Упала стена жилого дома на улице Социалистической.

В воде по крыши плавали машины на площади трёх вокзалов. Были залиты железнодорожные пути. Десятки людей опоздали на поезда, не имея возможности преодолеть иногда всего лишь несколько метров до состава. Машины плавали без курса по дорогам, теряли номера, попадали колёсами в колодцы, с которых снесло люки. Было зарегистрировано 42 ДТП, не менее 10 подтоплений на дорогах, шесть провалов проезжей части. На проспекте Стачки сошёл оползень. Произошло восемь порывов ЛЭП, более тысячи человек остались без света.

Утром 1 июля градоначальник Сергей Горбань собрал пресс-конференцию, на которой подвёл предварительные итоги наводнения. За минувшие сутки в городе погиб один человек, ещё девять получили серьёзные травмы, четверо из них были госпитализированы.

– Я думаю, что мы до конца дня определимся по ущербу, который нанесён в городе. Критичного ничего нет. Мы понимаем и знаем, что надо делать. Смотрим разрушения тротуарных плиток, провалы на дорогах, ямы, которые сегодня есть. Мы специально не стали заделывать коллекторные ямы сегодня ночью для того, чтобы мы могли оценить то, насколько разрушен сам коллектор.

Сейчас идёт эта работа. Если коллектор в нормальном состоянии, то ямы мы заделаем в течение трёх-четырёх часов, – пообещал Сергей Горбань.

Город тонет не впервые. Поэтому жители Ростова уже давно поднимают вопрос о необходимости строительства разветвлённой сети ливневой канализации. На это у градоначальника есть вес­кий аргумент из разряда «денег нет, но вы держитесь»: построить ливнёвки стоит около 5 млрд рублей, таких денег у города нет. Заработать средства городские чиновники рассчитывают за счёт тарифов на сток вод, расчёта по которым ещё нет. «Сначала это будет касаться только промышленных и торговых предприятий, но в перспективе за стоки должны платить все», – цитирует 
С. Горбаня портал 161.ру. Кое-кто уже заплатил: жизнью, здоровьем, имуществом.

«Если в городе 24 года ничего не делалось для создания ливнёвки, то за год я не смогу изменить ситуацию», – пояснил свою позицию сити-менеджер. Странное дело, хватило и года, и средств, чтобы спилить в Ростове сотни здоровых деревьев, чтобы поменять на набережной хорошую плитку на другую хорошую плитку, навести красоту (опять же без ливнёвки) на участке Соборного переулка, а вот убрать в городе трухлявые деревья и хотя бы прочистить имеющиеся ливневые каналы, только 15% которых оказалось на момент потопа в рабочем состоянии, времени не хватило.

Свои жертвы стихия добирала и после ливня. 

1 июля 31-летний монтажник Юрий Сытник, проводивший ремонтные работы по устранению последствий ливня, из-за сильного удара током получил более 40% ожогов тела. Сейчас, после ампутации руки, мужчина находится в реанимации.

Только 4 июля в Ростове был снят режим ЧС. К этому моменту Следственный комитет по факту халатности должностных лиц возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РФ. Конкретных подозреваемых пока не называют. Народ гадает, будут это высокопоставленные чиновники или стрелочник.

Людмила ВОРОБЬЁВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин