Псевдодиагностика: тройное очищение ауры и карманов

Алексей Водовозов: как отличить настоящего врача от шарлатана

Лечить незамедлительно

После обследования у псевдодиагноста тут же, на месте, будет назначено лечение. В медицине всё-таки в подавляющем большинстве случаев диаг­ностика и лечение разнесены. Потому что это разные медицинские специализации. Поэтому лечащий врач, который занимается пациентом, даёт направление на различные исследования, затем собирает информацию и на её основе назначает лечение. При псевдодиагностике лечение будет назначено на месте. Либо тем же врачом, который проводил диагностику, точнее не врачом, а оператором псевдодиагностики. Либо за дверью кабинета улыбчивый дистрибьютор ожидает пациента с набором банок.

Например, для борьбы с «закислением организма» используют коралловые БАДы. Эта методика родом из 1920-х годов. Немецкий энтомолог Гюнтер Эндерляйн предложил тогда свою теорию эволюции, по которой бактерии в кислой среде могли превращаться в грибки, точнее в две их разновидности, которые и вызывали заболевания человека. И поскольку это происходит в кислой среде, организм человека нужно ощелачивать. Вот из ошибочной теории 1920-х годов, которая не была подтверждена, и вытекает идея лечения кораллами (кальцием).

Кругом враги

Псевдодиагносты обязательно скажут каждому своему пациенту (вернее, клиенту): везде подделки, правильная диагностика только у нас. И каждый псевдодиагност представит список поддельных аппаратов. Объявления о замене таких аппаратов для псевдодиагностики – тоже не редкость, якобы там обнаружились системные сбои и критические ошибки в работе. Представить такое в отношении, скажем, электрокардиографа, используемого в медицинской диагностике, немыслимо. В медицинской диагностической аппаратуре невозможны какие-то критические ошибки, в результате которых ставили бы, скажем, диагноз «инфаркт» при его отсутствии.

Малые критерии псевдодиагностики

Почему эти критерии малые? Иногда они встречаются и в нормальной медицине, то есть относятся не только к псевдодиагностике, хотя тут встречаются чаще всего.

При псевдодиагностике не обнаруживается хирургическая патология. Например, острый аппендицит ни одна псевдодиагностика не находит. Переломы, в том числе застаревшие, псевдодиагносты тоже не видят.

Псевдодиагносты зачастую противоречат сами себе, заявляя, что методу тысяча лет, но при этом он обгоняет науку, которая до сих пор не созрела до понимания того, как работает эта замечательная «диагностика».

Ещё один малый критерий псевдодиагностики – избыточная визуализация. Если пациент смотрит на экран и ему всё ясно – скорее всего, его дурят. В медицине пока такого чаще всего не бывает: когда вы смотрите на экран, скажем, узи, там мало что можно понять без специальных знаний. Однако наука развивается, и, скорее всего, этот малый критерий скоро можно будет убрать.

Псевдодиагностика не обнаруживает контрольные состояния. Скажем, если у человека аномальное расположение органов, ни одна псевдодиагностика этого не определит.

Поскольку в псевдодиагностике ставятся липовые диагнозы, то никакими медицинскими методиками их подтвердить не удаётся. У медицинских исследований есть точки пересечения: работу сердца можно посмотреть на ЭКГ, можно – на узи. У приборов псевдодиагностики таких точек пересечения нет. Регистрацию своих приборов шарлатаны от медицины обходят всеми возможными путями. Если аппарат для ЭКГ зарегистрирован как медицинский прибор, то аппарат Фолля может быть зарегистрирован как прибор для измерения кожного сопротивления. Которым он по сути и является.

Любимый приём псевдодиагностов – обвешиваться разного рода дипломами, сертификатами, не имеющими к медицине никакого отношения. Практически за все медицинские аппараты – рентген, электрокардиограф и т. д. – их изобретатели получили Нобелевские премии. Все основные вехи в развитии диагностики отмечены высшими научными наградами.

У псевдодиагностов в почёте медальки, выдаваемые общественными организациями. Но чаще всего ссылаются на патент: методика эффективна, потому что патент. Но патент – это просто юридический документ, который показывает, кто первый до этой ерунды додумался, и всё. Он не означает, что запатентованная методика работает.

Новая отечественная методика псевдодиагностики: определение способностей по отпечаткам пальцев. Суть такова: по отпечатку пальца и по снимку радужной оболочки глаза человеку рассказывают о нём буквально всё: и состояние здоровья от и до, включая не только те заболевания, которые есть сейчас, но и те, что возникнут в будущем; и склонности к спорту, и к определённым профессиям, и совместимость с парт­нёром и т. д.

Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований опубликовала меморандум № 1 о лженаучном статусе коммерческого тестирования по кожным узорам пальцев рук (дерматоглифическом тестировании), где подробно разобрана эта псевдодиагностика. Например, они утверждают, что есть научная база, а после проверки выясняется, что диссертация, на которую они ссылаются, вовсе не утверждает возможность такой диагностики. Диссертация оказывается по судебной медицине, и ничего, о чём заявляют и на что ссылаются «изобретатели» методики, там нет. Опять же, они ссылаются только на положительные исследования, те, которые дают хоть какое-то подкрепление, даже если они опубликованы в бульварном журнале. И при этом они игнорируют исследования (которых к тому же больше), которые показывают, что нет никакой связи. В результате такой «диаг­ностики», например, женщина с видимо увеличенной щитовидной железой получила заключение, что со щитовидкой у неё всё нормально, а по предъявлении результатов медицинского обследования оператор-псевдодиагност произнёс фразу: «В больнице вас обманули». А одной из ведущих художественных гимнасток и члену национальной сборной выдали заключение, что никаких способностей к спорту у неё нет.

Кстати, есть масса исследований о том, что радужка человека остаётся неизменной, как и отпечатки пальцев, вне зависимости от состояния его здоровья.

Обманутые трижды

При псевдодиагностике использую и действующие медицинские приборы, но если по анализу волоса можно сделать вывод о содержании в организме тяжёлых металлов, то вывод о состоянии сердца сделать уже никак нельзя. И вот когда это делается – это уже псевдодиагностика. Если при помощи томографа смотрят ауру – это тоже псевдодиагностика. И иногда изначально хорошие вещи превращаются в полную ерунду.

Таким образом, людей во время псевдодиагностики обманывают трижды:
– диагностируют болезнь, которой у человека нет;
– назначают дорогое и несуществующее лечение, БАДы – это не лечение, а пища и никак не лекарство;
– при повторном исследовании будет улучшение, но это заложено в программе, которая вторично выдаст результаты с параметрами чуть лучше, чтобы убедить пациента продолжить лечение.

Ольга ШУПТА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Здоровье
Газета: Газета Крестьянин