Будущее за автохтоном

На Дону планируют развивать местные сорта вина

В Ростовской области могут появиться особые «островки» – зоны, где производителям вина установят льготные налоговые ставки. Кроме того, нужно принять отдельную региональную программу по продвижению донского виноделия и эногастрономического туризма. К такому выводу пришли виноградари на совместном «круглом столе» с представителями Законодательного собрания региона. 

Недостаточно закладки

– Территория способствует развитию отрасли, у нас подходящие почвенно-климатические условия, – считает Дмитрий Репка, замминистра сельского хозяйства и продовольствия региона по развитию отраслей растениеводства, земельным отношениям и технической политике АПК. – Донской виноград получается отличного качества, хотя история виноделия знает периоды и подъёма, и спада. 

До 1984 года, то есть до антиалкогольной реформы Горбачёва, в Ростовской области виноделием занималось 35 совхозов, которые каждый год производили более 70 тысячи тонн вина. Площадь виноградников в регионе доходила до 17 тысяч гектаров. Во второй половине восьмидесятых это число уменьшилось в три с лишним раза. На сегодняшний день в Ростовской области под виноградники отведено 3,7 тысячи гектаров, и объёмы произведённого вина меркнут на фоне исторически рекордных. А цифры продолжают сокращаться. Так, в прошлом году донские виноделы произвели всего 2,8 тонны вина, что на 2,4 тонны меньше, чем годом ранее. По словам Репки, это связано с ситуацией на «Цимлянских винах».

Напомним, у компании финансовые трудности. 

– Что касается господдержки. Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции предусмотрены средства на субсидирование части затрат – на закладку виноградников, на уход, на установку шпалер. В 2018-м объём выделенных средств составил 28 млн 600 тысяч рублей, что позволило просубсидировать закладку 57 гектаров, установить шпалеры на площади 53 гектара. В текущем году господдержка в этом направлении вырастет, объём составит около 35 млн – это на 18% выше, чем в прошлом году. Предусмотрены областные средства на приобретение сельскохозяйственной техники. А тем, кто только планирует заняться виноградарством, предлагается поддержка как начинающему фермеру. Кроме того, разработана дорожная карта по развитию виноградарства и виноделия до 2025 года, – рассказал Дмитрий Анатольевич.

Впрочем, виноградарей такие цифры не впечатлили. По сравнению со статистикой по другим регионам Дон сильно отстаёт.

– Закладка в Краснодарском крае – около тысячи гектаров, в Крыму – полторы тысячи, а мы со своими 60 гектарами? Возникает вопрос: почему мы не закладываем, не пользуемся субсидиями? Главная проблема – это сбыт и реализация продукции, – убеждён Владимир Гончаров, глава донского винодельческого хозяйства «Эльбузд». – А он связан прежде всего с рядом факторов. 

Трудный сбыт

По данным «Эльбузда», уровень представленности донских вин в местных кафе и ресторанах составляет всего 3%, а в Краснодарском крае и Крыму этот показатель достигает 35-40%. А вопрос поставки торговым сетям решается только на уровне обращений к федеральному руководству. В прошлом году на 26% упали общие продажи российских и донских вин в том числе, эта тенденция наблюдается на протяжении многих лет, рассказал Гончаров.

– Выйти на уровень человека, принимающего решения, очень сложно, – говорит он. – Предложения, которые мы отправляем, остаются где-то на среднем уровне и никуда не доходят. 

Спикеры сходятся во мнении, что донской виноград отличается высоким качеством. Но из-за того что зона является северным регионом виноделия, себестоимость продукции получается выше. 

– Дон не может сравниться ни с Краснодарским краем, ни с Дагестаном, ни с Крымом по природно-климатическим условиям: там все виноградники открытые, а у нас – укрывные, – сообщил председатель комитета по аграрной политике ЗС Вячеслав Василенко. – Качество донского винограда выше за счёт солнца: здесь больше сахара и меньше кислотность. Но так как мы больше работаем на виноградниках, затрачиваем больше труда, то и себестоимость донского вина выше. Виноделам надо снизить налоговые ставки. Это потом окупится, потому что виноделы будут больше производить, появятся новые рабочие места и налоговые поступления в бюджет. Если всё подсчитать, то, я уверен, игра стоит свеч.

Перспективный автохтон

Вторая проблема сбыта такая: в отличие от других регионов, Ростовская область недостаточно активно рассказывает о том, что у неё вообще есть виноградарство. 

– Приезжаю на московские выставки – мне удивляются: «А у вас что, виноградники в Ростовской области есть?» – говорит глава «Эльбузда». – Я думаю, основная проблема – это продвижение донских вин не только сетям, а в целом можно создать программу и рассказывать о том, что виноделие на Дону всё-таки существует.

– Настало время разработать региональную программу развития виноградарства и виноделия, где предусмотреть поддержку именно на авто­хтонные сорта винограда, это бренд Ростовской области, – сказал Дмитрий Репка.

Вячеслав Василенко сообщил, что соседние регионы порой выдают донские сорта вин за свои. Список автохтонных донских сортов винограда направят в Госдуму в тексте рекомендаций к ФЗ «О виноградарстве».

Уникальные местные сорта вин – это хорошо, но без Европы далеко не уедешь, говорит Гончаров. По данным «Эльбузда», из общего числа продаваемых вин автохтонные составляют всего 4%. 

Напомним, в хозяйстве в основном выращивают европейские сорта винограда.

– К тому же ни один регион не делает программу по развитию конкретных сортов вин, она всегда составляется комплексно, – добавил глава хозяйства. – И если мы будем говорить о том, что Ростовская область – это регион только автохтонных вин, то сами себя урежем. Туристы берут автохтонное вино в качестве эксклюзива, но в основном покупают сорта, которые являются общепризнанно мировыми. 

«Крестьянин» позвонил Игорю Губину, генеральному директору донской винодельни «Вилла Звезда». Он рассказал, что о донском вине мало знают не только за пределами региона, но и в самой области. 

– Мы поставляли продукцию в сеть «Метро» и устраивали промо-акции. Так вот, ростовчане не знали, что у нас есть виноградники. 

Губин не согласен с тем, что автохтонные сорта винограда не пользуются популярностью. По его мнению, основной упор надо делать на исконно донские сорта винограда.

– Автохтонные донские сорта – это наша фишка, с которой мы можем конкурировать на российском и мировом рынках, – говорит Игорь Викторович. – Наоборот, нужно ввести ограничения по поставке европейских сортов, чтобы у нас преимущественно культивировались донские автохтоны. Их у нас более 60 сортов, но реально культивируемых в производственных масштабах можно пересчитать по пальцам: красностоп золотовский, цимлянский чёрный, сибирьковый, плюс варюшкин и кумшацкий белый. Что касается статистики продажи автохтонных вин: да, правда, всего 4%. Но в России продаётся почти миллиард бутылок, и четыре процента, то есть четыре миллиона бутылок авто­хтонных вин – это очень много. Наше хозяйство почти полностью ориентировано на автохтон, мы выращиваем донские сорта – цимлянский чёрный, красностоп золотовский, сибирьковый и пухляковский. По полгектара занимают мерло, каберне, рислинг и шардоне, которые в основном используем для игрис­тых вин. Будем делать новые посадки. Я не хочу сажать рислинг и совиньон блан. Буду два года ждать, пока мне сделают саженцы, и посажу кумшацкий белый, потому что за автохтонными сортами будущее.

Ирина БАБИЧЕВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин