От офисов к отходам

Ростовские предприниматели делают из лузги экологически чистый кошачий наполнитель 

В тандеме ростовских бизнесменов Владимира Вакало и Михаила Чуранова две составляющие – идейная и техническая. За идейную отвечает Владимир: пару лет назад он решил сделать бизнес на отходах сельхозпроизводства. Сегодня наполнитель «Солнышко» для кошачьего туалета в объёмах 3 и 10 кг можно купить уже в нескольких городах России – в Ростове, Краснодаре, Москве, Екатеринбурге и Новосибирске. На очереди – выход на Казань и Санкт-Петербург.

Коты остались довольны

Долгое время Владимир Вакало руководил в Ростове юридической фирмой, затем около трёх лет жил в Москве, где основал компанию «Московский офисный центр» – она сдаёт в аренду помещения в Москва-Сити. Однако спустя время бизнесмен решил вернуться в Ростов, чтобы создать дело, которое станет отдушиной.

– Позапрошлой осенью я осознал, что рано или поздно постарею. Иллюзий, что дети будут меня обеспечивать, не питаю, бизнес в любой момент может прогореть, а жить хочется с удовольствием. В один прекрасный день решил, что хочу обосноваться за городом, выращивать орехи и зарабатывать на этом. Но пока вырастет сад... Поэтому создавать рынок сбыта нужно уже сейчас, – рассказывает Владимир Вакало.

Сначала бизнесмен покупал чужие орехи. Организовал над­омников, которые их кололи, и продавал ядра на «Авито». Тренд на безотходное производство оказался ему очень близким, поэтому из целой скорлупы Владимир делал подарочные крашеные орешки, а дроблёную отдавал ландшафтным дизайнерам для садовых дорожек.

Бизнесмен рассказывает, что ещё одним каналом сбыта стало производство евродров в Молдавии. Там измельчённую скорлупу прессуют и получают брикеты, которые в два раза лучше угля держат тепло. Однако тогда сдать мешки с орехом не получилось: сотрудники производства сказали, что скорлупа слишком твёрдая и прессу не поддаётся. 

Такие получаются гранулы из лузги

– Я, признаюсь, расстроился. Но ребята подкинули идею: «Да займись топливными пеллетами из шелухи, это будет проще». Стал знакомиться с этой темой и понял, что в России огромный топливный рынок, а в нашем регионе, как известно, подсолнечник занимает особое место. «Юг Руси», например, возит пеллеты в Европу, где ими топят ТЭЦ, это дешевле газа, – продолжает Владимир Вакало.

В ответ на вопрос, как от топливных пеллет он пришёл к кошачьему наполнителю, со смехом вспоминает:

– Я таки купил два или три мешка по совету ребят с производства и стал думать, что с ними делать. До сих пор не помню, как насыпал гранулы своим котам. Скорее всего, наткнулся на статью о том, что лузгу используют как кошачий наполнитель. Точно помню, что дал потом мешок своему другу. У него десять котов, которых он, поломанных и хромых, подобрал, вылечил и за которыми ухаживал.

С момента, как друг уехал с этим мешком, все мои мысли были о его котах. Я сидел и ждал, когда они, простите, сходят в туалет, чтобы понять: пойдёт наполнитель или не пойдёт. Через какое-то время друг позвонил, сказал: «Великолепно!» Даже фотографию прислал. И я просто поплыл.

С тех пор дело увлекло бизнесмена. По словам собеседников «Крестьянина», процесс производства наполнителя донельзя прост: покупную лузгу измельчают, превращают в пыль, обдают горячим паром – получается густая масса. Затем её продавливают через матрицу, как через мясорубку. «Когда мы производим наш наполнитель, он, по сути, рождается, как топливные гранулы», – объясняет Владимир Вакало.

Точно по такой же технологии делают и древесные пеллеты, правда, некоторые производители производят древесный наполнитель из отходов ДСП и МДФ, и в почву потом могут попасть клей, антибиотики. В противовес древесному наполнителю, как утверждает Владимир Вакало, «Солнышко» безвреден для окружающей среды и отлично разлагается.

Партнёр Владимира Михаил Чуранов также подчёркивает, что за счёт остатков масла лузга подсолнечника хорошо поглощает запахи. К тому же расход наполнителя экономичен: упаковки в три килограмма кошке бизнесмена хватает на месяц.

Но главное преимущество проекта Михаила и Владимира в том, что маслозаводы продают лузгу почти за бесценок.

– Для них она больная тема. Если лузгу не переваливать в ангарах, она самовозгорается. Маслозавод не может просто так её вывезти: если  разлетится по территории, приедет экологический надзор, выпишет огромный штраф. В общем, это тот материал, который мы можем брать в огромных количествах почти бесплатно, – отмечает Владимир Вакало.

Предприниматель признаётся: где-то спустя год после запуска была мысль сдаться, потому что наполнитель «Солнышко» плохо продавался на «Авито». На тот момент Владимир использовал только эту торговую площадку, 

другие каналы сбыта не искал. Бизнес и до сих пор не приносит прибыль, а денег на его содержание каждый месяц уходит прилично.

– С точки зрения моей супруги, я больной человек. Есть люди, которые вкладывают деньги и ничего не получают, есть те, кто много работает и не получает деньги, а я работаю и плачу за то, что сам же работаю. В производство наполнителя идут деньги с аренды помещений в Москва-Сити, за этот год я вложил около миллиона рублей. Прихожу домой поздно, постоянно в цейтноте. К счастью, в феврале присоединился Михаил и предложил выйти на маркетплейс. Сейчас появилась надежда: если мы поработаем ещё месяц, проект может выйти в ноль.

Маркетплейсы прощают ошибки

Михаил Чуранов – бизнесмен с не меньшим стажем, чем его партнёр. В Ростове он запускал тайм-кафе «Циферблат», основал бизнес-клуб «Люди как люди», вёл (и продолжает) бизнес-игру

«Денежный поток». По образованию Михаил Чуранов программист, поэтому решил бросить вызов и освоить новое для себя IT-явление – маркетплейс. Предприниматели знали друг друга давно, были партнёрами в ещё одном деле. 

– В бизнес-клубе о Владимире говорили, скорее, с некоторым стёбом: занимался такими большими проектами, а теперь – наполнителем. Я не особо интересовался маркетплейсами, но знал, что они развиваются в России и сейчас – самый их пик. На ближайшие два-три года они предоставляют лучшие условия для продавцов, предполагаю, потом так заманчиво уже не будет. Даже если на данном этапе у вас есть какое-то несовершенство в маркетинге, продукте, упаковке, это как растущий рынок: он всё съедает и всем прощает ошибки, – объясняет Михаил Чуранов.

Среди четырёх площадок – Ozon, «Беру!», Goods и Wildberries – выбрали последнюю, потому что здесь была наиболее приемлемая комиссия. Михаил Чуранов рассказывает: они продают товар за 150 рублей, и если бы делали это на том же Ozon, с товара взяли бы комиссию  200 рублей, поэтому сотрудничать с данной площадкой выгодно производителям более дорогих вещей – от 
1 000 рублей.

Максимальное число котов в доме бизнесмена Владимира Вакало - девять штук. Все из них опробовали наполнитель «Солнышко» и остались довольны

– Wildberries за счёт огромных объёмов, складов и большого оборота снижает себестоимость логистики до смешных цифр. Это позволяет нам продавать товар по такой небольшой цене по всей России. Если бы мы перевозили наполнитель своими силами в тот же Екатеринбург, куда доставляем сейчас, логистика съела бы львиную долю средств, – объясняет Михаил Чуранов.
Каждый товар на маркетплейсе сопровождается отзывами и оценками, которые может оставить любой пользователь. Бизнесмен рассказывает, что нередко этим пользуются конкуренты: единственный негативный комментарий с одной звездой может застопорить продажи на ближайшие месяцы. Сейчас у «Солнышка» как минимум два таких.

– Если отзывы негативные от реальных людей, мы стараемся получить обратную связь, узнать, что не так, потому что понимаем: не бывает идеального для всех продукта. Но специально составленный негативный отзыв видно сразу. Мой знакомый рассказал, как у него приостановились продажи конкретного товара из-за одного отзыва. Только спустя несколько месяцев удалось через техподдержку его удалить – и тогда продажи пошли вверх. Подобные явления напрямую влияют на торговлю каждый день: если сверху негативный отзыв – товар идёт плохо, позитивный – хорошо, – рассказывает Михаил Чуранов.

Однако, несмотря на эти сложности, бизнесмен считает, что маркетплейсы открывают для производителя массу возмож­ностей. Чтобы успешно продавать, не нужно открывать офлайн-магазин, заводить профиль в Instagram, который забрасывается спустя несколько публикаций и не приносит продаж, и даже не нужно находить дистрибьюторов в конкретном регионе.

– Многие производители и продавцы, работая через маркетплейсы, обнаруживают, что такие площадки становятся основным каналом продаж, тем более за время самоизоляции люди стали больше покупать онлайн. Сейчас Wildberries – самый стабильный канал в России с этой точки зрения. Модель постепенно сводится к тому, что производители будут таким образом продавать товары напрямую клиенту, минуя многих посредников. И цены для конечного потребителя впоследствии снизятся, – прогнозирует предприниматель.

Орех – всему голова

Хотя на Wildberries в среднем за день покупают около 30-40 наполнителей, что, по словам Михаила Чуранова, довольно неплохо, этот продукт не последний в планах у бизнесменов. Скоро они выпустят пеллеты для барбекю под маркой «Дымок». Предприниматели подчёркивают: это те же самые гранулы, только с добавлением спичек и веток, что позволит быстро разжечь огонь, и надеются, что продукт может стать востребованным для любителей пикников.

При этом бросать свою мечту – зарабатывать на орехах – Владимир Вакало тоже не намерен. Он пояснил, что на пеллетах из лузги «тестит рынок»:

– Моя задача на ближайшее будущее – создавать продукт из отходов сельскохозяйственного производства. Лузга идеально для этого подошла. Мы её продаём не только в виде наполнителя, но и просто в мешках для – грибников.

Его небольшая команда на мини-производстве в Ростове продолжает работать. Бизнесмен отвозит ореховую крошку в автосервисы, там её используют для чистки двигателя; в кальянные – это замена кокосовому ореху, из которого делают уголь; на станции, где ремонтируют поезда, – для шлифовки деталей.

Также бизнесмен собирается начать колоть фундук: его ореховая крошка отлично подходит для удобрения орхидей, косметических скрабов и пилингов. На вопрос, почему Владимир Вакало делает ставку именно на этот продукт, герой кратко отвечает: «Потому что будущее за орехом».

Маргарита Шеховцова
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин