По велению Серафима Саровского

Босой даритель принёс в храм три старинные иконы

История, которую хочу поведать, кому-то может показаться странной и неправдоподобной. Тем не менее есть действительные участники события, есть икона и храм, в котором она теперь находится.

В станице Канеловской Староминского района на чистом хорошем месте построен Свято-Казанский храм. Строил его батюшка Пётр Халюто, который и по сей день в свои семьдесят пять лет продолжает строительство храмового подворья. Во времена добольшевистские, казачьи, в станице была величественная Казанская церковь, благовест которой был слышен за десятки вёрст, особенно за рекой Ея, на северном высоком ростовском берегу, где располагались богатые казачьи хутора Платоновка и Ивановка. Ея разделяла и разделяет земли Кубани и Дона.

На хуторе Ивановка, говорят люди, тоже была когда-то своя церковь, но в период гонений и в Канеловской, и в Ивановке церкви порушили, поделали клубы, а саму Ивановку переименовали в Советский Дар. (Это переименование и заставило меня полдня бить ноги и колёса по просёлкам края и области в поисках нужного мне человека.

Но в 1993 году в Канеловскую прибыл батюшка Пётр и по благословению владыки Исидора открыл молитвенный дом, а 14 августа 1999 года он же заложил первый камень Свято-Казанского храма. И через пять лет на Казанскую, 4 ноября, состоялась первая служба в новом величавом храме станицы Канеловской. Храм строили всем миром. Его очень хотел в своей станице ныне покойный председатель колхоза Николай Николаевич Павлов, 400 тонн песка и щебня выделил директор ДРСУ Н.В. Кунда, хорошо помог деньгами фермер А.И. Разумов, а родственница батюшки продала в городе квартиру и отдала деньги на храм. Было много и безвестных жертвователей.

И храм вознёсся над станицей, и его золочёный купол, как и когда-то, сияет с южной стороны северным ростовским хуторам. Новый храм прекрасен. Спроектирован в старом славянском стиле, с чудной акустикой и великолепным убранством.

В июле этого года часов в десять утра, как раз когда кончился дождь, во двор храма вошёл босой человек. Он держал в руках свёрток с тремя иконами и обратился к сторожу храма Олегу Лебедеву:

– Я принёс по велению Серафима Саровского в новый храм икону с образом Спасителя, которую откопал в земле, и ещё две иконы из дома в подарок храму.

Молодой сторож был потрясён. Батюшки не было. Он принял иконы, запомнив вкратце рассказанную историю и имя дарителя – Саша, и то, что тот тракторист с какого-то хутора.

Икона с образом Спасителя была писана на доске, по определению батюшки, в веке XVII, хорошо сохранилась, так как была залита воском. Икону отвезли в храм станицы Павловской, где на неё сделали оклад, и теперь она в канеловском храме справа от алтаря. Найденная икона обладает исцеляющей силой и уже, со слов сторожа храма, есть человек исцелённый.

Я решил найти того «июльского» босого Сашу, который принёс иконы в храм и которого видел один сторож. Отец Пётр дал мне его в помощь, благословив нас на доброе деяние. Начали мы с хутора Ейского, который за Еей на кубанской территории. Рассчитывал я на молву. Подсказали мне тракториста хуторского Сашу Ткаченко, но жена Саши покачала головой и сказала:

– Это не мой. Я слышала, что на ростовских хуторах нашлась икона.

Саша  Соломаха показывает место, где он откопал икону

Через камыши по накату перебрались в Ростовскую область в хутор Платоновка, с него молва повела нас в Ивановку, которой не было на карте. И слава богу, что остановила меня машина ДПС, возле которой тракторист всё разъяснил: «Написано на карте Советский Дар, а по-нашему – Ивановка».

В Ивановке люди знали об иконе и рассказали, где живёт Саша Соломаха, её нашедший, – в крайней хате за током. Даже доложили, что с лета, как нашёл икону, Соломаха совсем не пьёт. Из хаты за током вышла Сашина жена Люба, которая подтвердила историю с иконой. «А Саша поехал с товарищем в посадку за дровами», – сказала она.

Нашли мы Соломаху в посадке по следу мотоцикла и звуку бензопилы. Не иначе, Господь помог: холодно, ненастно, неизвестные места… Мужики, увидев машину, попрятались. Выручил церковный сторож, они с Сашей друг друга узнали. С Сашей мы и поехали на то место, где он выкопал икону.

– Три ночи подряд мне во сне являлся Серафим Саровский и говорил: «Пойдёшь на берег речки, возмёшь образ Христа Спасителя и отнесёшь в новый храм», – говорил Саша. – Жинка утром, когда я ей это рассказал, повертела пальцем у виска. С вечера мы с мужиками хорошо поддали. На следующую ночь опять тот же сон и то же повеление. Но тут на ночь я в рот не брал. Не по себе мне стало. На третью ночь опять привиделся святой старец, сказал те же слова и погрозил пальцем. На рассвете со сна я как был босой, так и пошёл. Что-то меня вело непонятное и привело на берег Еи под куст айвы. Руками я стал разрывать глину и нашёл вот здесь икону, – уже на месте показывает Саша. – Когда я стал рыться, началась гроза и полил дождь. Икона была неглубоко, почти у поверхности.

– Она была завёрнута во что-то? – спросил я.

– Нет, видно было, что залита воском. 

Место это в полукилометре от хутора Ивановка на диком склоне берега, и с него даже в пасмурный день виден канеловский храм. В казачьи времена тут были сады хуторян, и недалеко от сего места стояла церковь. Кто спрятал икону на берегу в садках, теперь неизвестно. От Сашиной хаты до куста айвы не менее километра.

– Потом я принёс икону домой, жена, потрясённая, сняла два наших образа – Покрова Пресвятой Богородицы и архангела Гавриила, и я понёс их в храм. У храма передал иконы сторожу, – Саша показывает на Олега.

– А дождь кончился?

– Шёл всё время и кончился, когда я пришёл к храму.

– А почему ты решил, что тебе явился преподобный Серафим Саровский? – спрашиваю опять Сашу.

– Его икона была у меня в хате в Новощербиновской, где я жил раньше. Уезжая в Ивановку, я икону оставил с хатой.

– А чего ты перебрался в Ивановку из хорошей станицы?

– Сам не знаю. Решили с женой переехать куда-нибудь, и вот сюда нас привело. Там же в Новощербиновской в 1993 году мне привиделась Богородица и сказала: «Найдёшь икону, и многие исцелятся ею». Может, потому мы и переехали в 1997 году.

Саше Соломахе сорок пять лет. У него открытое чистое лицо и светлый взгляд. С того июльского дня он не пьёт, жена Люба счастлива. С Любой они держат две коровы и живут за счёт молока. Колхоз в Ивановке еле жив. У Соломах двое детей и в августе родилась внучка Оля.

Я не знаю, как ко всему этому относиться, но в день, когда я искал Сашу, было сумрачно и очень холодно, а когда он показывал место, где нашёл икону с образом Спасителя, над нами раскрылись тучи и появилось солнце. На место это приходят теперь люди поклониться, зажечь свечку. Кто-то обсадил ямку на склоне цветами. Поклонился сему месту и я.

Простившись с Соломахой, мы со сторожем храма проехали весь Сашин «босой путь» через дамбу в камышах по давней казачьей дороге, о которой сторож не знал. До канеловского храма вышло семь километров...

Степан ДЕРЕВЯНКО

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин