Как бы в асфальт не закатали

Пенсионерка из посёлка в Ростовской области написала в «Крестьянин» об ущемлении её прав и интересов. С одной стороны, сосед поставил забор вплотную к стене её дома. С другой – буйный кустарник, полюбивший заброшенную муниципальную землю, наступает на приусадебный участок. В зарослях уже затерялась межа усадьбы. А в конце участка, который упирается в лесополосу, устроили свалку. Автор письма уверяла, что все документы у неё в порядке, но правды нигде не найдёшь. В ответ одни отписки. Мы приехали к ней в посёлок, и вот что выяснилось на самом деле.

Сосед пенсионерки купил домовладение у прежнего владельца, отмежевал земельный участок и узаконил его в Росреестре. По его словам, забор он поставил с учётом результатов межевания, на расстоянии одного метра от стены соседки. Конечно, маловато, но суть не в этом. Забор можно и переставить. Сосед показал два свидетельства о государственной регистрации права, на дом и на землю. Подобных свидетельств у пенсионерки не было. Она свой участок не отмежевала и не узаконила. Однако пребывала в уверенности, что у неё всё как надо. В качестве доказательства женщина предъявила кадастровую выписку о своём земельном участке из Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Как правило, сельские люди не читают такого рода бумаги. Печать и подписи производят на них впечатление исчерпывающего документа. Между тем в выписке были две фразы: «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства»; «сведения о регистрации прав отсутствуют».

Следовательно, данный земельный участок числился в ГКН как «ранее учтённый» без определения координат поворотных точек фактических границ. Несколько лет выписка лежала в бумагах нашей пенсионерки, но она не подозревала о её содержании. А ведь для того чтобы оспорить постановку соседского забора, надо доказать, что в ГКН внесены неверные сведения о границах участка соседа. Вот почему прежде всего необходимо установить границы своего участка. Если их нет, возможны гораздо более худшие последствия.

Дело в том, что земельный участок с неустановленными границами на публичной кадастровой карте не отображён. «Крестьянин» в своих публикациях не раз приводил примеры «сюрпризов», которые бывают в таких случаях. На днях правительственная газета («РГ», № 200, 2017 г.) рассказала о недавнем совсем уж вопиющем случае в одной из деревень Нижегородской области.

Хозяева деревенского дома часто ездили в город на подработку. Однажды они вернулись домой и видят, что через их двор... проложена асфальтированная дорога. Причём часть дома и хозяйственные постройки вообще снесены. О предстоящем строительстве дороги и сносе построек хозяев никто не предупреждал, хотя у них есть необходимые правоустанавливающие документы на дом и землю. Местные чиновники объяснили случившееся отсутствием установленных границ земельного участка на публичной кадастровой карте. Вот так просто семью лишили жилья.

Пенсионерка, обратившаяся в «Крестьянин», находится в похожей ситуации. С её усадьбой граничит муниципальная земля, заросшая кустарником. И никто не знает, что может затеять на ней местная власть.

Как бы нашу пенсионерку, у которой нет денег на межевание, ненароком не закатали в асфальт вместе с её домом...

Виктор ШОСТКО