Цензура имперского уровня

18 марта президент подписал нашумевший законопроект о фейковых новостях. Этот документ позволит по решению Генпрокуратуры РФ блокировать любые материалы, которые органы исполнительной власти сочтут недостоверными. Посредником между Генпрокуратурой и распространителями фейковых новостей станет Роскомнадзор. По его требованию СМИ, которых обвинят в дезинформации, обязаны будут моментально удалить со своего сайта публикацию. В случае отказа их заблокируют до выполнения требования. 

Обосновывают нововведения необходимостью информационной безопасности и защитой законных прав личности и общест­ва с оговоркой о соблюдении права на свободу информации. Запрещать планируют «недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений, которая создаёт угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общест­венного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий». Аргументируют новые поправки ситуацией, когда во время пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове несколько СМИ распространили информацию о значительно большем количестве жертв, чем сообщали официально. Кроме закона о ложных новостях президент одобрил и «законопроект о борьбе с распространением в интернете информации, выражающей неуважение к обществу, государству, официальным госсимволам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ».

Оба законопроекта встретили резкое непринятие среди сотрудников СМИ. Литераторы и журналисты назвали проект репрессивным и дискриминацонным, сочли его установлением прямой цензуры в России и выступили против. В Совете по правам человека законопроект назвали антиконституционным и попросили Госдуму его отклонить. В противоречие с самым сильным в стране правовым актом он действительно вступает. «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них <…> Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается», – гласит 29-я статья Конституции РФ.

Реализация такого закона может обернуться тяжёлыми последствиями и для нас, и для вас, уважаемые читатели. Часто темами наших публикаций становятся произвол или бездействие властей, нарушения прав людей. Закон о фейковых новостях позволит обидевшимся на критику ведомствам объявлять информацию недостоверной и блокировать ресурсы, её распространившую. Формулировка же закона о неуважении к власти кажется настолько размытой, что счесть неуважением к себе объект критической публикации сможет практически всё что угодно. Это де-факто приведёт к появлению цензуры, которую авторы законопроекта скрывают за благими намерениями информационной безопасности. Теперь любой материал, который власть по тем или иным причинам объявит фейком, может исчезнуть с просторов интернета. Хотя, конечно, остаётся возможность побиться в суде при наличии железной аргументации. Эдакая презумпция виновности СМИ: сначала покарают, потом бегай по судам доказывай, что написал правду.

Интересен и выбор ответственных за исполнение закона. Оба ведомства, на которые возложено право блокировки нарушителей, известны своей искренней нелюбовью к критически настроенным СМИ.

После принятия законопроектов многие заговорили о возвращении в СССР. Но на деле новые правила куда больше резонируют с цензурой времён царской России. «Запрещается всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства и постановленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение», – гласил § 166 «Устава о цензуре» 1826 г. Примечательно, что спустя почти 200 лет и две кардинальные смены режима наши законодатели, далёкие от монархического строя, повторяют на новый лад законы декабристских времён. 

Законы о фейках и оскорблении власти, конечно, не только критиковали, но и высмеивали. Как ни странно, лучше и правдивее всех это сделала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании научно-экспертного совета. 

– Покритикуешь власть – подпадёшь под закон об оскорблении власти, похвалишь – подпадёшь под закон о фейковых новостях, – процитировала Матвиенко шутку из интернета.

Чиновники в зале зашлись в весёлом смехе...

Глеб ГОЛОД