О «Жизни господина де Мольера» рассказал «Человек в кубе»

Резкая темнота и предвкушающие перешептывания, чуть слышные звуки со сцены и едва вступающая в силу скрипка, заставляющая замереть на мягком стуле. Ожидание…

Сколько спектаклей о Мольере было поставлено на сценах России и не только? Набор штампов и обязательная программа для начинающих актёров и режиссёров захватывают театр. Сейчас сложно внести что-то новое в затхлую атмосферу избитых фраз и конфликтов. На этот раз притронуться к оболочке совершенства представилось Катерине Рындиной, которая выступила режиссёром в спектакле «Жизнь господина де Мольера», прошедшем 12 июля в здании «Макаронки» (г. Ростов-на-Дону).

Никакой «раскачки» зала, не нужны первые «резиновые» минуты, чтобы привыкнуть ко всему и вжиться в действие на сцене. Настроение спектакля рождается уже в первые минуты, когда в абсолютно тёмном помещении вдруг загорается настольная лампа и девушка, сидящая возле неё, начинает резко и заворожено рассказывать о жизни неординарной личности.

Список актёров состоит всего из двух человек – Валерии Василенко и Марии Клочковой, они играют всех приближённых Мольера вместе взятых. На сцене два длинных стола, где зрители так же могли расположиться, среди них и актрисы. Они то говорят леденящим душу шёпотом, то переходят на крик, то сидят на стуле, то бегают по сцене и зрительским местам, то показывают себя при полной темноте, то при свете настольной лампы, то при направленных прожекторах, они смеялись и страдали, вытаскивали сподручные вещи из чемоданов. В роли же самого Мольера была обычная кукла. Казавшаяся смешной в начале, она, под влиянием Валерии и Марии, заставила чуть ли не плакать в конце. Не каждый актёр может несколько часов подряд удерживать внимание зрителя, побуждая слушать историю без масштабных декораций и сюжета. Здесь это получилось. В целом постановка выглядит, словно спор двух девушек о личности Мольера, но за ним скрываются мнения и разногласия критиков.

Музыка кажется ещё одним действующим героем. Играя практически постоянно, она накаляла бетонные стены заброшенной фабрики. Именно звуки рождают множество эмоций на небольшой площадке. «Нужно обязательно найти сегодня все песни «Вконтакте»!», - слышится эмоциональный возглас с заднего ряда. И за это нужно отдать должное композитору – Майклу Найману.

Литературная основа постановки – одноимённый роман М.А. Булгакова, в котором он изложил своё отношение к одному из самых знаковых драматургов своего времени. «Жизнь господина де Мольера» - ещё один эксперимент от частного театра «Человек в кубе». Зрители здесь - неотъемлемая часть во всём действии. Маленькая сцена театра и сравнительно небольшое число зрителей помогает погрузиться в действо. Распечатанные листы с фотографиями, изображающими какое-то важное место, о котором говорится в пьесе, легко доходят до каждого. И выборы, в которых можно было решить, достоин ли Мольер того, чтобы быть погребённым по христианским традициям, проходят там же. И пусть выборы эти «российские» - в бюллетене всего один вариант ответа, это пробуждает некоторых скучающих зрителей и привносит некую свежесть.

Полный аншлаг в зале сначала кажется удивительным, но приятным - столько людей интересуется жизнью великого драматурга! Но, к сожалению, в конце спектакля с разных мест слышалось что-то вроде: «Вот это Булгаков закрутил, прямо бразильский сериал придумал». Как выясняется, не все в зале даже знали о том, что Мольер не вымышленный персонаж.

В любом случае, жизнь великого драматурга зазвучала по-иному, открылась в новом качестве перед зрителем. А главное, постановку, несмотря на три часа, нескучно смотреть. «Жизнь господина де Мольера» стала первым спектаклем из тетралогии, посвящённой величайшим писателям и драматургам, которые навсегда изменили привычную нам литературу и театр. Интересующихся культурой уже в ближайшем будущем ждут рассказы об А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе и Л. Кэрролле. Думаю, проект действительно стоит времени изголодавшихся по интеллектуальным мероприятиям зрителей. Советую следить за афишами. Идите сами и приводите друзей, рассказывайте знакомым и, главное, - ведите за руку детей. Быть может, тогда классика перестанет быть скучной в глазах многих, а великие люди хотя бы ненадолго с новой силой займут мысли.

Мария САВЧЕНКО
фото Софьи Коломийцевой

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Культура