…И пришла великая смута

Стремление Бориса Годунова к престолу, по словам летописцев, проявлялось в его частых обращениях к прорицателям. И будто бы ясновидящие предсказали Борису, что он действительно будет царствовать, но не более семи лет. На что Годунов воскликнул: «…Да хоть бы и семь дней, но только царствовать…» Когда же час его пробил, Бориса пришлось трижды (!) просить венчаться на царство. Есть сведения, что это был всего лишь хорошо поставленный спектакль. Им тайно руководил сам Борис.

На обряде венчания на царство в Успенском соборе притворное смирение Бориса Годунова не выдержало испытания успехом. В ответ на благословение новый царь дал невыполнимое обещание: «Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моём царстве нищаго и сираго». И взяв себя за воротник сорочки, Борис добавил: «…Последнюю рубашку разделю с ними!»

Достигнув престола, Годунов издал в 1601 и 1602 годах несколько указов, предопределивших окончательное становление крепостного права на Руси. Отныне любой переход крестьянина по его инициативе рассматривался как побег. К земле, а фактически к землевладельцам, прикреплялись не только тяглые крестьяне, но и их жёны с детьми, ранее не подпадавшие под действие положения о заповедных летах. 

Так был сделан шаг к юридическому закрепощению крестьян в интересах высшего сословия

Крупные землевладельцы притязали на личный труд земледельца, стараясь иметь на праве собственности почти даровую рабочую силу. У помещиков перед глазами уже был сформировавшийся тип холопа, к которому они стремились приравнять всё крестьянство. Насилие над ним совершалось повсеместно. Сохранившиеся крестьянские челобитные рисуют картины открытого разбоя служилого класса. Крестьян избивали и мучили. Сажали их в «чепи» и в «железа». Прятали крестьянских жён и детей. Отбирали хлеб, лошадей и коров, сошники и косы…

А ведь начало царствования Годунова казалось на редкость благополучным. Но то была только видимость. Попытки навязать народу крепостнический режим наталкивались на глухое сопротивление масс, усиливавшееся от года к году. Признаки недовольства можно было заметить повсюду – в сельской местности и в городах. При вступлении на трон Борис обещал благоденствие – как дворянам, так и крестьянам. 

Вскоре царствование Годунова обернулось великими бедствиями. В 1601 году в Россию пришёл «великий голод», который продлился до 1603 года. Только в одной Москве за два года умерли 120 тысяч человек. Это стало настоящим роком Годунова и всей его династии. Несмотря на все попытки царя помочь своему народу – запреты повышать цены на хлеб, строительство амбаров для голодающих – люди вспомнили об антихристе. 

Начался ропот: гнев божий карает народ за то, что он терпит на престоле царя-детоубийцу. Борис развернул террор против распространителей слухов. Москву, а вслед за ней и государство охватило всеобщее доносительство. Людей хватали по любому навету, пытали и казнили без проверки. Расправившись с самыми знатными фамилиями, Годунов был уверен в своей безопасности, но беда пришла с другой стороны.

По Руси стремительно разлетелась весть о том, что царевич Дмитрий чудом остался жив и пребывает в Польше под покровительством короля Сигизмунда. Король считал полезным поддержать объявившегося самозванца, чтобы внутренними раздорами ослабить Москву. Лже­дмитрий пообещал Папе Римскому: мол, воцарюсь – быть Руси католической. Вскоре он разослал по Руси подмётные письма, собрал войско и пошёл на Москву. Большинство народа верило, что он сын Ивана Грозного, а не беглый монах Гришка Отрепьев, как о нём объявил Годунов. Многие города сдавались самозванцу без боя. Борису удалось остановить Лжедмитрия и отбросить его от столицы. Пока самозванец собирал свежие силы, Годунов внезапно умер после торжественного обеда в честь иноземных послов. Это случилось 13 апреля 1605 года. 

Царевичу Фёдору Годунову не удалось воцариться. Присланные от Лжедмитрия гонцы всколыхнули москвичей, и они бросились громить царский дворец и дома Годуновых. Фёдор с матерью и сестрой были арестованы и вскоре умерщвлены. В живых осталась только Ксения, которую постригли в монахини под именем Ольга. и некоторое время держали в столице для услады самозванца. 

Гроб царя Бориса восставшие с позором выбросили из Архангельского собора.

Царское войско под командованием Басманова перешло на сторону Лжедмитрия.

Утром 20 июня 1605 года при всеобщем ликовании народа «сын» Ивана IV вступил в Москву, где был венчан на царство под именем Дмитрия Ивановича. Именовал он себя императором. Лёгкость его победы можно объяснить стечением обстоятельств.

Воспользовавшись голодом и недовольством властью, отряд самозванца быстро увеличивался в разы за счёт крестьян, холопов, недовольных бояр. В нём видели некого спасителя от бед, свалившихся на Россию. Оказавшись помазанным на престол, Лжедмитрий I не спешил выполнять свои обязательства, которые давал, ища поддержки у разных слоёв населения и Запада. Крестьянам он так и не вернул Юрьев день, зато заигрывал со знатью, увеличив сыск беглых с 5 до 6 лет. 

Вводить католицизм на Руси Лжедмитрий тоже не спешил. Обещание, данное Папе Римскому изначально, никак не могло быть выполнено. Зато самозванец богато одаривал поляков. Вскоре казна опустела, Лжедмитрий I стал вводить новые налоги и поборы, чтобы залатать дыры в казне. Это вызвало большое недовольство народа, которое усилилось после женитьбы Лжедмитрия I на Марине Мнишек.

17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание. Самозванец Лжедмитрий I был убит. Организатором заговора против него был князь Василий Шуйский, весьма ловко сначала спровоцировавший бунт москвичей под предлогом «защиты царя». Горожан натравили на поляков, якобы пытающихся убить государя, в ходе погромов Шуйский под прикрытием беснующийся толпы вместе со своими вооружёнными слугами проник в Кремль уже для проведения спецоперации по ликвидации царя. Возле Успенского собора Шуйский, приложившись к образам, призвал бить «еретика». Сам царь сначала отбивался алебардой, затем попытался выбраться через окно во двор, но упал, вывихнув ногу. В него выстрелили из пистолета, а затем забили мечами и алебардами, надругавшись над телом убитого. Позже останки царя откопали, сожгли и, смешав, согласно легенде, пепел с порохом, забили в пушку и выстрелили в сторону Польши. Сам же Василий Шуйский спустя два дня после убийства сделал то, ради чего весь заговор и учинял: фактически самозванец стал царём...

А Марина Мнишек чудом спаслась…

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Страницы истории
Газета: Газета Правила жизни плюс