Новая трасса дороже столетних дубов?

В Волгоградской области уничтожают уникальный природный ландшафт 

Администрация Волгоградской области выбрала проект новой трассы, который подразумевает вырубку тысячи деревьев в биосферном заповеднике. Жители города разделились на два лагеря: одни – за новую дорогу, другие – за сокращение нанесённого экологии ущерба. Последних власти отказываются слушать.

Парк «Волго-Ахтубинская пойма» был создан в 2000 году для сохранения уникального природного ландшафта. Профессор Сергей Крючков и доцент кафедры «Агроэкология и лесомелиорация ландшафтов» ВолГАУ Анастасия Вдовенко исследовали несколько дубов из Волго-Ахтубинской поймы. Их возраст оказался от 120 до 200 лет. Эксперты заключили, что деревья жизнеспособны, могут служить маточными деревьями. Они рекомендовали зачислить дубы в статус семенных деревьев для лесоразведения в пойменных условиях.

«Пойменные дубравы в условиях Юго-Восточной Европейской России — один из уникальных ландшафтных объектов национального и мирового значения, который находится на грани исчезновения. На восстановление дубрав в их природном облике требуются сотни лет, при этом повторить созданные природой экосистемы искусственным путём невозможно», – пишет доктор географических наук, член Русского географического общества Александр Чибилёв. 

В 2011 году ЮНЕСКО включил парк в международную сеть биосферных заповедников.

По проекту скоростную трассу Волгоград – Волжский планируют провести через особо охранную парковую зону. Заявлено, что в пойме вырубят 30 000 деревьев. В то же время в плане есть пункт, предусматривающий высадку 387 000 новых саженцев. 

В мае Русское географичес-кое общество совершило экспедицию на территорию поймы. Среди помеченных для вырубки дубов специалисты нашли участок, который представляет собой эталон пойменных дубрав, полностью исчезнувших в результате строительства водохранилищ выше Волгограда.

От задумки до наших дней

Предложение построить мост в центральной части города, так как на единственный на тот момент мост через Волгу по плотине Волжской ГЭС была огромная нагрузка, возникло ещё в девяностые годы. 

Проект разработали в 1993-м, а реализация началась в 1996-м. Строительство растянулось на годы из-за недостатка финансирования. Первую очередь закончили только в 2009 году. Первоначально предполагалось, что дальнейшая трасса после моста в сторону Средней Ахтубы и Волжского пройдёт по старой дороге через населённые пункты.

После окончания первой очереди началась реконструкция и расширение моста через реку Ахтуба. Левую часть моста начали эксплуатировать в 2017 году, а в феврале 2020 объект был полностью закончен. 

Когда оба моста были построены, появилась идея соединить их. Местные власти решили, что по старой дороге через населённые пункты ездить затруднительно – малая пропускная способность и ограничения скоростного режима. Поэтому нужно строить новую дорогу. В Минтрансе РФ согласовали этот вопрос. В июне 2020 года активизировалось проектирование третьей очереди мостового перехода через пойму.

Противостояние ведомств 

По словам активиста Михаила Соломонова, всё началось с того, что губернатор Волгоградской области ездил в Москву на встречу с Путиным. За круглым столом они обсудили планы для Волгоградской области, и президент поручил Минтранспорту одобрить дорожный проект. Жители Волгограда рассчитывали, что будут расширять существую-щую дорогу, но, судя по всему, из федерального бюджета выделили гораздо больше средств. Было принято решение строить новую, отдельную дорогу.

Активисты приступили к более решительным шагам и попросили вынести вопрос на широкое обсуждение. Экосовет при Областной думе собрал рабочую группу. Председатель экосовета Ирина Соловьёва и директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Ирина Маканова намекали на то, что район поймы, который уходит под строительство, уже не относится к заповеднику и земли не имеют никакой ценности. 

Стоит отметить, что Минприроды России сначала не согласовало проект будущей трассы, представленный администрацией региона. Против существующего плана выступил Росприроднадзор. 

В процессе подготовки проекта, который обошёлся в 149 миллионов рублей, выявлено: строительству противостоят не только активисты с требованиями, есть и правовые аспекты. В положении о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» прописано, что рубка дубов исключается и возможна только в санитарных целях. Генеральная прокуратура тоже выступила с предостережением о вырубке деревьев.

В мае депутат Госдумы Николай Валуев поддержал защитников Волго-Ахтубинской поймы. «Здесь речь идёт не о простой вырубке с соблюдением всевозможных требований законодательства, с последующими компенсационными посадками, а об окончательном уничтожении целой реликтовой экосистемы, которая уже никогда не сможет быть воссоздана в климатических условиях Волгоградской области. Если погибнет вся пойма, то неважно, можно по ней проехать или уже нет», – цитирует слова депутата информагентство СоцИнформБюро.

В то же время Волгоградская дума просила внести предложение об изменении положения о Волго-Ахтубинском природном парке с целью изменить строчку о вырубке дубов. Вопреки экспертному мнению

Русского географического общества, поддержке Валуева, запрету Росприроднадзора, запретах в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Минприроды одобрило изменение пункта о вырубке деревьев. 

В итоге были утверждены новые правила вырубки в парке «Волго-Ахтубинская пойма»: теперь рубить можно не только в санитарных целях, но и для строительства линейных объектов.

Позиция жителей Волгограда

В марте и апреле местные жители — сторонники и противники строительства дороги через пойму – собирались в Общественной палате РФ. Обе стороны высказали аргументы за и против. По словам экоактивистов, администрация отказывалась идти на диалог.

Увидев положения о вырубке деревьев, часть жителей Волгограда встала на сторону защиты поймы. Главная аргументация активистов в том, что они не против строительства дороги, а против экологической катастрофы. По их словам, дело не только в деревьях, но и в нарушении течений подземных вод и естественной болотистой местности. Они напомнили, что существует старый дорожный план, который предполагает обход поймы через посёлки и не нарушает текущую экосистему парка. Другой вариант снижения вреда – строительство новой дороги вплотную к старой, в буферной зоне.

Буферная зона имеет расстоя-ние 50 метров от дороги, то есть в неё вполне возможно включить дорогу шириной 24 метра. Власти же согласовали проект, где расчистят ландшафт шириной 130 метров.

Строительство дороги в буферной зоне смогло бы снизить ущерб в три раза.

– Такие ошибки в строительстве приведут к дополнительному ущербу, который в свою очередь приведёт к опустыниванию. Если посмотреть по карте, то пойма – центральная часть Волгограда, город как бы обнимает эту пойму. У этих зелёных массивов функция лёгких – они очищают воздух, останавливают пыль. Из Китая постоянно идут сильные ветра, высокая температура летом именно из-за этих воздушных масс. Зимой также у нас холода, условно, -5 ощущается как -15. Ситуация усугубится, климат изменится. Понятно, что это не сразу произойдёт, но произойдёт, – опасается Михаил Соломонов.

С октября 2020 года на защиту поймы встал и депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов. Несмотря на то что многие его коллеги выступили за строительство новой трассы. Сначала активистская работа шла у него на странице в Facebook, затем он писал обращение на прямую линию Путину и письма в различные госструктуры. По словам депутата, власти не предоставляют общественности данные экологической экспертизы, на которую из государственных денег было выделено 417 тысяч рублей.

Вопреки всем предписаниям и выступлениям активистов, 6 июля начались строительные работы, приехала техника. Экоактивисты и депутат Осипов 7 июля вышли на акцию протеста на место, где начали снимать грунт. Всего, по данным «Кавказского узла», собралось 50 человек. Люди вышли с плакатами «Сохраните дубовый лес и природу – мать вашу!», «[Губернатор Андрей] Бочаров, сам свалишь, а нам пеньки оставишь?» и фотографировались на фоне спецтехники. 

Спустя почти месяц после акции от Минприроды пришло письмо в ответ на запрос Общественной палаты РФ, в котором не подтверждено разрешение строительства трассы и о согласовании новых правил с Волгоградской администрацией речи тоже нет. В письме лишь снова сослались на ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», что органы государственной власти субъектов РФ должны согласовывать решения об изменении режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения с федеральными органами.

После акции протеста экоактивисты начали собирать подписи против строительства «дубогубительной» трассы для того, чтобы направить их в администрацию президента на имя Путина и Кириенко. Подписи были собраны на 800 листах и всё-таки отправлены, но в процессе их сбора возникли трудности. 

Активисты столкнулись с местными жителями, которые, наоборот, очень ждали новую дорогу. Они рассказали, что на старой дороге происходит много ДТП, часто сбивают людей. Кроме того, жители жаловались на постоянные пробки. Были и упрёки в адрес активистов, в том числе в сторону Александра Осипова. Например, что он и другие выходившие на акцию протеста жители – владельцы недвижимости в коттеджных посёлках в пойме. В социальных сетях приверженцы трассы часто пишут о том, что расширение ничего не даст, только новая дорога может стать ключом к развитию региона и его транспортной системы. По их словам, старый план расширения дороги уже устарел и не соответствует нормам, а вред экологии больше наносят люди, живущие рядом с поймой, а не строительные работы.

Ещё в апреле во время выступлений в Общественной палате сторонники строительства дороги высказывали такие мнения:

«Возникает вопрос: где были общественные деятели, которые сейчас борются с уже утверждённым проектом, когда шли начальные общественные обсуждения? Информация была общедоступной!» 

«Дубы дороже, чем людские жизни! Там, где нужно построить особняк, эти дубы вырубают, это можно!»

«Когда строили мост, нам обещали, что никакая дорога не пройдёт по посёлку. Люди живут здесь по 60 лет — это не важно? Важно, чтобы дубы остались на месте? И жили богатые люди в этих дубах? Если дома будут сносить — сносите вместе с нами!»

Итоги и последствия

После акции протеста против вырубки дубов Александра Осипова исключили из фракции «Единая Россия». Он потерял должность председателя профильной комиссии, депутатскую зарплату и служебный автомобиль. 

Позднее пришёл штраф двум участницам акции: в размере 20 тысяч рублей за организацию и проведение публичного мероприятия – активистке Татьяне Дмитриевой и в размере 150 тысяч рублей – пенсионерке Галине Тихенко за участие в экологическом пикете. 

– Меня осудили за то фото, где я стою на фоне тракторов. По закону если мы стоим с плакатами, то между нами должно быть 15 метров, а мы быстро это фото сделали и, получается, мы нарушили расстояние между пикетчиками, — рассказала Галина порталу v1.ru.

– Мы развернули палаточный лагерь. Стройку они не останавливают, несмотря на то что мы неоднократно вызывали полицию, писали в прокуратуру. Прокуратура проводит сейчас проверку, но работы даже на время проверки не останавливаются. Подрядчик якобы с разрешения администрации Волгоградской области начал обработку ландшафта и вырубку подлеска с другой стороны поймы, – подытоживает активист Михаил.

Спустя несколько дней после возведения палаточного лагеря пришла полиция и изъяла палатки. Лагерь был расположен в зоне зелёной стоянки.
В дальнейшем, если местная прокуратура не проведёт экспертизу, активисты собираются писать жалобу на бездействие в Генпрокуратуру.

Ксения Могильницкая

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Благоустройство
Газета: Газета Крестьянин