К соседям – через Элисту

Из-за убитой грунтовки жители села Кормового вынуждены делать крюк в полторы сотни километров

«Я бы очень хотел поднять вопрос о насущной проблеме жителей юго-востока Ростовской области, Республики Калмыкия и частично Ставропольского края. Дело в том, что очень многие люди нуждаются в дороге между сёлами Кормовое (Ростовская область) и Приютное (Калмыкия). Этот участок дороги с грунтовым покрытием начинается при повороте с федеральной автомобильной дороги R216 на север. Его протяжённость – около 18 км; из них примерно 12 принадлежат Ростовской области и оставшиеся шесть – Калмыкии. Здесь можно проехать лишь в сухую погоду, а если идёт дождь, то приходится объезжать по единственной асфальтированной дороге через Элисту, преодолевая около 140-160 км лишнего расстояния. 
Строительство дороги как было начато и приостановлено ещё во время перестройки в СССР, так до сих пор и не возобновилось. Но эта дорога играет для жителей близлежащих сёл большую роль: у кого-то родственники живут неподалёку, кому-то нужно перевозить различные грузы (в том числе сельскохозяйственные), а кому-то –добираться до места учёбы...»
Александр Стасенко,
Ремонтненский р-н, Ростовская обл.

– До выборов каждый раз обещают сделать нам дорогу, а как выборы прошли – обо всём забыли. Каждый кандидат начинал с того, что «клянусь, что я эту дорогу доделаю». Дерябкин приезжал – обещал. Мы его катали по этой дороге – он за голову схватился…

– Да они все хватались за голову. Бессонов тоже обещал– а толку?

– Мне 55 лет – сколько себя помню, столько народ просит отремонтировать дорогу.
Два десятка рассерженных жителей села Кормового собрались на перекрёстке. У каждого есть своя история о том, как он застрял посреди этой проклятой дороги. Или как дети и внуки не смогли приехать со Ставрополья на Пасху, потому что пошёл дождь и дорога размокла. А почвы здесь – сплошная глина, поэтому дорога быстро становится похожа на ледовый каток. Только очень грязный. 

– Скорая везёт пациентов не за 18 километров – в Приютное, а за сорок с лишним – в Ремонтное, даже когда дорога каждая минута. 

– У нас зерно покупают, грузят на «Камазы», а по пути назад даже в сухую погоду у них рамы ломаются. А в распутицу проехать просто невозможно. Тут у всех только «Нивы» – на другой вообще не проедешь. 

– Мы, когда едем в Приютное, всегда молимся: «Хоть бы дождь не пошёл».

– Иногда видим: приезжают люди из других районов, а машины у них с низкой посадкой – они же не знают, что тут у нас творится. А потом звонят в МЧС: выручайте. Предупреждаем – но они всё равно едут: на карте же дорога нарисована.

«Не имея никакого удобства»

Кормовое – самый край не только Ремонтненского района, но и Ростовской области. В двенадцати километрах, как уже было сказано,  Калмыкия, которая врезается узким (местами – всего около 18-20 км) клином между Ростовской областью и Ставропольским краем. Местные жители уверяют, что «вон тот столбик на горке», еле видный на горизонте, – это вышка, стоящая уже на Ставрополье. 

Когда-то здесь проходил Царицынско-Ставропольский тракт. 30 декабря 1846 года Николай I издал указ «О заселении дорог на калмыцких землях в Астраханской губернии» (согласно административному делению в середине XIX века. – Прим. авт.):
«Усматривая из представленных вами сведений, что (…) пути сообщения через Калмыцкие земли, не имея никакого удобства, препятствуют развитию в том крае промышленности и лишают Калмыков выгод от земель и скотоводства, Мы (…) повелеваем вам:

1) По протяжению показанных на плане дорог через Калмыцкие земли учредить 44 станицы...»

Учредили. Среди этих 44 станиц оказались и Кормовая с Приютной, считающие свою историю с 1847 года. В соответствии с названиями, в Кормовой путники останавливались на обед, а в Приютной – ночевали. Сейчас село Приютное – центр одноимённого района в Калмыкии, где есть больница, автозаправка и прочие прелести цивилизации. А главное – оттуда начинается федеральная трасса R216, ведущая в Ставрополь, Элисту и Астрахань.

В Кормовом же, где в начале прошлого века насчитывалось более четырёх тысяч жителей, осталось всего семьсот с чем-то человек:

– Была бы дорога – люди бы отсюда не разбегались. У нас и земли есть, пахать можно – если бы не дорога. Молодёжь уезжает в Ставропольский край учиться, да там и остаётся. 
Дорога в большой мир лежит через Приютное. Но чтобы попасть в ближайшее село, приходится ехать вкруговую – через Ремонтное и Элисту. Полторы сотни километров в одну сторону. 

Самая красота

Вместе с Александром Стасенко-старшим (это его сын написал письмо в редакцию) мы пускаемся в недолгий, но, как уверяют нас собравшиеся, небезопасный путь. 
Препятствия появляются постепенно – по всем законам приключенческого жанра. 

Жители Кормового вышли рассказать о своих бедах

– Здесь, в начале дороги, ещё в 1990-х положили два километра асфальта, – комментирует Александр Николаевич. – Вот тут подсыпали щебёнкой. А вот здесь кончается твёрдое покрытие и начинается самое интересное – чистая глина. 

В Ростовской области 43 района. Дороги там, мягко говоря, разные. Но та полоса препятствий, что значится на карте Ремонтненского района и зовётся в различных документах «дорогой регионального значения с. Кормовое – с. Приютное», потрясает воображение даже привычных к сельским грунтовкам корреспондентов. 

Было бы интересно посмотреть на это с вертолёта: во все стороны – сколько видит глаз – по степи разбегаются колеи: это бедные водители искали проезд посуше и потвёрже. Сейчас светит солнце, но вывороченные и засохшие комья грязи отмечают их отчаянные попытки выбраться из дорожной ловушки. Правда, кое-где вдоль дороги натянуты электропастухи – в этих местах свернуть с неё, чтобы проехать по более безопасному месту, не получится.

– Вон животноводческая точка, – показывает Стасенко куда-то в сторону, – там живёт добрый человек, у которого есть трактор. В распутицу люди бегут к нему за помощью – он трактором их вытаскивает. 
Наконец мы добираемся до места, которое Александр Николаевич заранее рекламирует как «самую красоту». Здесь дороги окончательно сходят с ума и перепутываются между собой. А в стороне над оврагом возвышается железобетонный мост – через него когда-то проходила основная дорога. Сейчас подъехать к нему нельзя – только пешком. Вблизи видны сползшие бетонные плиты, торчащая арматура – в общем, полная разруха. 

– В Дивном (это село в 25 км от Приютного. – Прим. авт.) есть ремонтная база, – говорит Стасенко. – Я, как и все фермеры, обычно ремонтирую технику зимой. Вот и скажите, как мне туда добираться: по этой красоте или в объезд через Элисту? Я плачу налоги государству за то, что моя машина портит дороги. А когда государство будет платить мне за то, что дороги портят мою машину? 

Когда-то дорога шла через этот мост

Денег нет, да и Калмыкия не хочет

«Уважаемый Владимир Николаевич! Ваше обращение, поступившее на имя депутата Государственной Думы Бессонова (в министерство транспорта Ростовской области, приёмную президента России В.В. Путина и т. д.) рассмотрено…»
В 2012-2013 гг. житель Кормового Владимир Черняков разослал письма по поводу злосчастной дороги куда только можно. И начал получать ответы.

Глава Ремонтненского района С.А. Ганзиков сообщил, что он неоднократно ставил этот вопрос перед министерством транспорта, но «не получил положительного решения». Да, и со стороны Калмыкии тоже имеется «отсутствие положительного решения». 

Замминистра транспорта РО А.В. Колбин в 2012 году подробно рассказал, сколько хорошего было сделано, в том числе и на калмыцкой территории, в 1997-2000 гг. Закончил пессимистически: «В связи с отсутствием финансирования работы по строительству данной автодороги были прекращены». А в письме от 2013 года уже была другая причина: дорогу ремонтировать не будут «ввиду того, что со стороны Республики Калмыкия подобные работы не ведутся и не планируются».

В общем, совершенно невозможно отремонтировать даже ростовские 12 км, пока Калмыкия не приведёт в порядок свои 6 км. 

Так что мы послали запросы в оба транспортных министерства – в ростовское и калмыцкое. И попросили объяснить, что они по прошествии всех этих лет думают насчёт этих 18 километров бездорожья.

Анна КОЛОБОВА
Ростовская обл. – Калмыкия
Фото Александра Липковича

P.S.
Когда материал уже готовили к печати, нечто интересное обнаружилось на портале «Росэлторг» – «Единой электронной торговой площадке», выбранной правительством РФ для проведения государственных и корпоративных закупок – спасибо нашему внимательному читателю Александру Стасенко–младшему. Оказывается, 17 марта 2017 года был объявлен открытый аукцион, где разыгрывался следующий лот: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения с. Ремонтное – с. Кормовое – с. Приютное (до границы Калмыкии) на участке км 31+000 – км 36+200 в Ремонтненском районе» с начальной (максимальной) ценой 33 млн 468 тыс. 500 руб. И с такой пометкой: «Аукцион не состоялся, контракт заключён».

А система поиска тендеров (закупок) FindTenders называет победителем упомянутых торгов ООО «Весёловское ДСУ» и сообщает последнюю цену в заявке – 33 млн 301 тыс. 158 руб.
Что бы это значило?

Выразить свое отношение: 
Рубрика: БлагоустройствоОбщество
Газета: Газета Крестьянин