Фронтовая дочь

Родители Фаины Курочкиной познакомились на войне, а она в школе преподавала немецкий язык

– А ведь могли бы остаться в Ростове, – вспоминает начало своей трудовой биографии учитель немецкого языка, а теперь пенсионерка из станицы Заплавской Октябрьского района Фаина Николаевна Курочкина. – С Серёжей мы, тогда ещё студенты ростовского пединститута, расписались в загсе Ленинского района донской столицы. Но было распределение, мы не стали ничего выдумывать, и молодой муж уехал за тысячи километров в село Среднее Красноярского края. Это такая глушь... А я осталась в Ростове, поскольку нужно было ещё год учиться в институте. Потом тоже уехала в красноярское село...

Мы сидим дома у Фаины Николаевны и Сергея Сергеевича Курочкиных, листаем семейный альбом.

Любовь на войне

В руках Фаины Николаевны – фронтовая фотография родителей, Николая Тихоновича и Ольги Викторовны Засобы.

– Мои родители познакомились на фронте совсем юными. Папа ушёл защищать Родину в феврале 1943 года, как только ему исполнилось 18. Мама – в апреле того же года. Как они обрадовались, когда, познакомившись, узнали, что оба с Дона. Отец из Родионово-Несветайского района, а мама из Кашарского. В 1944 году на фронте поженились. Папе – 19 лет, мама – на два года старше. Воевали на Третьем Украинском. Отец был артиллерист, мама медсестра. Много испытаний выпало на их долю за два года войны. Мама, будучи мной беременная, попала в окружение вместе с отцом. Слава богу, вышли из кольца, остались живы. То, что я родилась, это чудо. Женщины на войне, даже замужние, часто избавлялись от ребёнка. Я родилась в сентябре 1945 года.

В послевоенное время семья Засобы поселилась в Аксайском районе. Николай Тихонович был бригадиром полеводческой бригады, затем председателем колхоза. В его честь названа улица в станице Мишкинской. Здесь его стараниями проложен асфальт, построены детский сад, школа, Дом культуры, столовая. С супругой они воспитали четверых детей. Сейчас фронтовиков в живых уже нет. 

– Я горжусь своими родителями, – говорит Фаина Николаевна.

Если не фармацевт, то учитель

После окончания школы юная Фаина собралась поступать в Пятигорский фармацевтический институт. Профессия фармацевта для сельской девочки была фантастической. 

– Мне сразу сказали: ты не поступишь и время зря не трать. Не помогут ни медаль, ни знания. Очень большой конкурс. Просто огромный. Ведь фармацевтических институтов тогда было только три на весь Советский Союз. В общем, не поехала я туда – и правильно сделала. Ведь тогда бы не встретила своего Серёжу. 

Фаина Засоба стала студенткой ростовского пединститута, отделения русского языка и литературы. На год старше учился Сергей Курочкин, и он сразу привлёк внимание девушки. К тому времени парень уже отслужил на флоте. Был старше Фаины на пять лет.

– Серёжа был как не от мира сего. Весь в учёбе. И на девчат особо внимания не обращал. Хоть это и нелегко – факультет-то у нас девчачий. Так что конкуренток у меня было много, – улыбается Фаина Николаевна.
Сергей Сергеевич Курочкин показывает мне свой комсомольский билет, который заполнен на русском языке и на грузинском.

– Грузинский язык знаю неплохо. Могу писать, читать книги на нём. Я родился в 1940 году в маленьком абхазском селе, где грузинский язык, как и русский, был наравне в обиходе.
Хозяин дома начинает петь песню на грузинском языке. История предков Курочкиных удивительна: русская семья в 30-е года прошлого века, спасаясь от репрессий и гонений, бежала куда подальше. Так оказались Курочкины в Грузии. 

– В своё время моя бабушка окончила институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, вроде есть какие-то дворянские корни. Родственники боялись за своё происхождение, – объясняет Сергей Сергеевич. – Потому уехали на юг, подальше от центра страны.

Сибирь напугала

Когда выпускник ростовского пединститута в 1966 году добрался на место распределения в Красноярский край, то был в шоке. Холодно, деревни стояли друг от друга отдалённо, не менее чем за 60-80 километров. Поселили молодого педагога в деревянном доме, где и печку нужно было топить, и за водой на улицу ходить. Сергея Сергеевича сразу назначали директором школы: мужчины-педагоги в любое время были в цене.

– Через год в Сибирь приехала я как молодая жена, – вспоминает Фаина Николаевна. – И тут случился казус: школа небольшая, два учителя русского языка – перебор. Боже мой, что делать… Переехали в другую деревню, где школа побольше и два русиста вписывались в штат.

Фаина Николаевна говорит, что очень страдала в неизвестном суровом краю. Непривычны были бревенчатые избы. 

– Это нужно видеть: со временем дерево чернеет, и зимой смотришь на эти чёрные деревянные дома на фоне белого снега и жутко становится. Страшная глухомань, а деваться некуда, нужно работать.

Через несколько лет Курочкины вернулись в Ростовскую область и устроились на работу в Бессергеневскую школу. Сергей Сергеевич снова стал директором школы и пробыл в этой должности более 30 лет. И опять два русиста в школе, а ставки нет. 

– Чтобы не «отбирать хлеб» у мужа, – шутит Фаина Николаевна, – мне пришлось учиться снова. Так я стала преподавателем немецкого языка. Не так просто было опять учиться: родился старший сын, потом младший. До девяти вечера с семьёй, потом детей спать укладываем, а я за учебники. Но куда деваться. Так немецкий язык стал моей второй профессией.  

Старший сын Александр – программист, живёт в Аксайском районе, часто навещает родителей. Младший, Игорь, удивляет родителей всю жизнь. С медалью закончив школу, уехал поступать в 1990 году в МГУ на юридический факультет.

Не поступил. Остался работать в Москве. Трудился на стройках, не боялся никакой физической работы. Поступил только через несколько лет, пройдя при этом суровую столичную школу жизни.

– Он нам говорит: не жалею, что и кирпич клал, и грузчиком работал. Это бесценный жизненный опыт, который пригодился в дальнейшем, – говорит Сергей Сергеевич.

Сейчас Игорь Курочкин успешный московский адвокат. Несколько лет назад взял с собой маму Фаину Николаевну в заграничный тур, где они посетили несколько европейских стран. 

У Курочкиных уже трое взрослых внуков. Надеются, что скоро станут прабабушкой и прадедушкой. Вместе они 56 лет. Супруги длительное время жили в Бессергеневской в не очень приспособленном для жизни доме. В 1991 году они получили квартиру в станице Заплавской (её отделяют несколько километров от Бессергеневской) и теперь живут в многоквартирном доме. Сергей Сергеевич трудился в школе до 2003 года, сейчас ему 81 год. А Фаина Николаевна только несколько лет назад перестала преподавать немецкий и теперь на заслуженном отдыхе всё свободное время посвящает мужу. 

Елена СЕМИБРАТОВА
ст. Заплавская, 
Октябрьский р-н, 
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ОбществоПерсона
Газета: Газета Крестьянин