Девяностая весна Раисы Ковалёвой

Первая заведующая колхозной пекарней мечтала о театре, но судьба распорядилась иначе

Раису Фёдоровну Ковалёву знают в Богородицком многие. И не только потому, что она активистка села, член сельского совета ветеранов. Ковалёва много лет работала заведующей колхозной пекарней, продукция которой славилась на всю округу. За богородицким хлебом, большими двухкилограммовыми буханками, ехали со всей округи. Закупали десятками булок. Потому его вынуждены были продавать по специальным талонам –  не успевали 13 пекарей обеспечить всех желающих большими караваями. Хлеб стоил 30 копеек. 

Отец погиб на Финской

Раиса Фёдоровна встречает меня на пороге своего голубого крылечка. Стоит с палочкой: «Проходите». В комнате на большой стене – портрет военного. 

–  Это мой отец Лозовой Фёдор Маркович. Мне было шесть лет, когда он погиб в Финскую войну в 1939 году и там, на севере, похоронен.
Ковалёва отца плохо помнит, столько лет прошло. 

–  Родители поженились совсем юными. Когда я родилась, маме было 17, а отцу 19. Папа погиб в неполные 26 лет. Через год мама вышла замуж за своего троюродного брата Дмитрия Нижельского. Дождалась его с фронта, у них родились ещё четверо детей.

Раиса Фёдоровна помнит, как немцы зашли в село со стороны Целины. И первый дом на их пути был как раз Нижельских, потому как жили они в крайней хате. Непросто выживали в оккупацию. Холодно, голодно. Видела расстрелы мирных жителей, обыски.

Отец Фёдор Лозовой погиб в Финскую

–  В 1944 году, после освобождения села, в Богородицкое прибыла первая сельскохозяйственная техника –  молотилки. Кто на них будет работать, если все мужчины на фронте? Создали бригаду женщин-механизаторов. Мы, детвора, тоже помогали. А меня в 11 лет уже поставили весовщиком в уборочную.

Зойка

После войны Рая продолжила учёбу. В богородицкой школе в то время работал директором и учителем географии фронтовик Марк Гиленко. Родом он был из соседней Лопанки. Вместе со своей женой, тоже учительницей, создали школьный драмтеатр.

–  Ты куда бежишь? –  спрашивали у Раи по вечерам.

–  На репетицию, –  отвечала она.

Сцена захватила школьницу. После того как поставили «Зою Космодемьянскую», где она играла главную героиню, односельчане стали звать её Зойкой. Но это было всё ерунда по сравнению с тем восторгом, радостью и удовольствием от игры в драмкружке. Талантливой девочке давали главные роли и всячески поддерживали в стремлении стать артисткой.

–  Восьмой класс я заканчивала в соседнем Развильном, у нас в селе была только семилетка. Жила там на квартире, а на выходные пешком шла домой — 10 километров в одну сторону. В Ростов учиться на артистку мы решили ехать вдвоём с подругой. Но как туда добираться? Асфальтированную трассу до Ростова ещё не проложили, и путь по железной дороге проходил через Целину. Так вот до Целины шли пешком 20 километров, а потом садились на электричку. Другого маршрута не было, –  вспоминает Раиса Фёдоровна.

Однако в областном центре девушек ждало разочарование. В училище им сообщили: принимаем только после 10-го класса. Вернулись подружки в село, пошли работать в колхоз разнорабочими.

Пекарня

–  Кем только я не была: рабочей в поле, свинаркой, несколько лет работала в саду. На обед каждый брал с собой тормозок. Кушали все вместе и по очереди приносили по караваю. Так вот мой хлеб всем очень нравился. И когда в селе построили пекарню и стали думать, кто же будет технологом и возглавит производство, то пригласили меня.

Печь хлеб Раиса научилась у своей свекрови Матрёны Ивановны. Они сами выращивали хмель, делали дрожжи. И хотя рецепт был прост, хлеб почему-то получался самый вкусный в округе. Со строительством колхозной пекарни в 1967 году облегчилась жизнь колхозниц: теперь не нужно было самим печь хлеб. А слава о душистых двухкилограммовых караваях распространилась на всю округу. В день богородицкие мастерицы выпекали две тонны хлеба и несколько сот булочек для школы и детского сада. Через некоторое время к ним стали приезжать перенимать опыт из других сёл и даже соседнего Ставропольского края. 

–  Из села Привольного, родины Михаила Горбачева, к нам прибыло как-то несколько пекарей. Неделю жили в гостинице и каждый день приходили к нам помогать и изучать производство, –  вспоминает Раиса Фёдоровна.

Одно время побратимом богородицкого колхоза было коллективное хозяйство из Болгарии. Труженики оттуда на протяжении нескольких лет приезжали в село. Восхищались хлебом, интересовались технологиями, а в качестве гостинца везли к себе на родину пшеничные караваи.

–  Вышла я на пенсию в 1992 году, а сменила меня Женя Сидоренко, отличный пекарь, выпускница кулинарного училища.

Артисткой Раиса Ковалёва так и не стала, но много лет была солисткой хора при сельском ДК. И, как в школьные годы, бежала на репетиции, только теперь после работы. Колхоз «Родина» не жалел денег для своих артисток-тружениц: им заказывали костюмы, возили на выступления в райцентр и Ростов-на-Дону.

...Мужа Владимира Петровича похоронила четыре года назад. В Сальске живут две её дочери, маму не забывают. Одна из внучек, Наташа, уехала жить на Мальту. Работала в ростовской таможне, познакомилась с капитаном Дэвидом, который и увёз её с собой на родину. Уже мальтийской правнучке 13 лет.

25 марта Раисе Фёдоровне исполнится 89 лет. 

–  А как вы относитесь к событиям на Украине? –  спрашиваю напоследок собеседницу.

–  Очень тревожно мне, –  говорит Ковалёва. –  В Одессе живёт родная племянница с двумя детьми. Так хочется, чтобы всё решилось миром…

Елена СЕМИБРАТОВА
с. Богородицкое,
Песчанокопский р-н, 
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Персона
Газета: Газета Крестьянин