Суха теория

Был я на днях в одном институте, который сельхозтехнику сертифицирует. Старый институт, ещё советской формации, с традициями.

Сегодня переживает непростые времена – Минсельхоз РФ то возьмёт его к себе на баланс и денежное довольствие, то откажется. Сейчас, вроде бы, институт опять сидит на довольствии. Ну и коптит себе потихоньку. Собирает информацию о наличии сельхозтехники в хозяйствах, что-то измеряет, сертифицирует…

Спросил я у одного из руководителей института: «Вы ведь работаете для сельского хозяйства? Значит, для фермеров, руководителей, которые покупают сельхозтехнику. Вот, допустим, я фермер. Пришёл к вам в институт. Какую услугу – платную или бесплатную – вы можете мне предложить?»

Руководитель почесал затылок и ответил:

– Ну, если для фермеров, то никакую. Что с фермера, у которого 20 га пашни, возьмёшь?

– Ну а если я, например, глава крупного хозяйства?

– А зачем консультировать агрохолдинги? Они и так всё знают!

И тогда у меня зародились сомнения по поводу нужности этого института: зачем, если он – отдельно, а фермеры – отдельно? Я уже не говорю о том, что по-хорошему сотрудники НИИ обязаны владеть современными технологиями производства и эксплуатации сельхозтехники, чего я не увидел вовсе.

Или вот ещё случай – не так давно был в одном кубанском сельскохозяйственном вузе. Насколько я понял из опыта общения с руководителями одного из факультетов, вуз представляет собой вещь в себе. Студентов учат действительно важным теоретическим дисцип­линам (зачастую по устаревшим методикам), но практики особой у них нет. То есть, конечно, у вуза наличествуют свои сады или делянки, студенты там худо-бедно практикуются, но в пределах вуза. А не на предприятии, куда бы стоило их отправлять прямо с первого курса. И объяснять не только селекцию или агрономию в конкретных условиях, но и особенности рынка такой-то сельхозкультуры или основы упаковки продукции. Будущему агроному нужно иметь хотя бы общие представления о том, куда продавать эту кукурузу или эти яблоки – на консервный завод или в розничные сети, что такое, допустим, рынок экологически чистой продукции и т.д.

Так вот, получается, что студенты – отдельно, а практика – отдельно. При том что современных предприятий, готовых принимать студентов на практику, немало. К примеру, успешное предприятие в Крымске, которое производит саженцы и семена, занимается селекцией. Технологии довольно сложные, в вузах им почти не учат. Туда едут практиковаться студенты со всей России – из Мичуринска, из Москвы, из Ростова и т. д. Но вот только не кубанские.

Как там было в «Фаусте»: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет...»

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Техника
Газета: Газета Крестьянин