Этот год подстраховала «телега»

Российские растениеводы пока ещё плотно сидят на «игле» импортного семеноводства

Экономическая интеграция – хорошая вещь, но в предсказуемом мире, если имеешь дело с надёжными ответственными партнёрами. К сожалению, сегодня, когда весь Запад ополчился на нашу страну санкциями, приходится с грустью признать, что продовольственная безопасность России под угрозой. Ну, хлеб, слава богу, будет – по зерновым мы защищены на 97%. Тут наши селекционные станции и семеноводческие хозяйства на высоте. А вот доля импортного посадочного материала по остальным культурам вызывает обоснованные опасения. По данным НИУ ВШЭ, семенного картофеля в последние годы завозится 90%, семян сахарной свёклы – 98%, подсолнечника – 73%, кукурузы – 58%. Практически полностью зависят от иностранных поставщиков овощеводы.

Как складываются обстоятельства в этом сезоне и какие перспективы у донских аграриев на будущее, «Крестьянин» решил выяснить у самих сельхозтоваропроизводителей.
 

Готовь сани летом, телегу – зимой

Ощутила ли уже трудности огуречная столица Ростовской области – станица Багаевская, выясняем у начальника сельхозотдела районной администрации Виктора Гончара.

– Мы выявляли, на сегодняшний день проблем особых нет. Есть недопоставка семян подсолнечника и кукурузы, но им обещают завезти всё в намеченные сроки. С запчастями пока выкручиваемся. По семенам овощей жалоб от населения не поступало. Хороший хозяин же готовит летом сани, зимой – телегу. У тех, кто занимается выращиванием огурцов, налажено сотрудничество с определёнными магазинами. Мы ежегодно проводим выставки семян в Доме культуры. В основном, конечно, сажают импортные гибриды.

Хозяйство индивидуального предпринимателя из Семикаракорского района Диониса Анастасиадиса ежегодно выращивает капусту на 250 гектарах. Использует около 20 наименований различного срока созревания, что позволяет получать урожай с начала июля до октября.

– Мы три месяца сеем, четыре – убираем. В хранилищах у нас капуста лежит до мая, – поясняет Дионис Яннисович.

По большей части хозяйство использует голландские семена, сотрудничает с пятью иностранными производителями. Отечественные ни по качеству, ни по урожайности конкуренции не выдерживают, поэтому на будущее предприниматель планирует завозить семена через другие страны, если напрямую не будет возможности. А на этот сезон посевным материалом уже запаслись, так что числа с 15 апреля начнётся сев.

Сейчас за следующий год переживаем

ООО «Исток-1», что в хуторе Шаминка Семикаракорского района, на тысяче гектаров выращивает весь борщевой набор, кроме капусты. Полив, современная техника и качественные импортные семена позволяют получать гарантированные урожаи даже в засушливые годы, а оснащённые по последнему слову хранилища — сохранять всё выращенное.

– Мы уже посеяли. Успели семена ещё зимой купить. Работаем с несколькими компаниями, в основном берём голландские семена моркови, свёклы. Своих вообще нет. Лук ещё пытаются ребята сортовой выводить. У нас зависло в Германии 200 тонн картофеля семенного. Как его завезти — не наша забота, мы с московскими дилерами работаем, они должны обходные пути найти. В этом году с семенами и так проблемно: засушливый год был для овощей, и плюс такие события вдобавок. Одно на одно наложилось. Такое и в страшном сне не снилось. Работаем, как всегда, на опережение, но не настолько же. Как будет дальше, не знаю. Мы сейчас за следующий год переживаем, – делится директор «Истока» Геннадий  Гончаров. –  Если до мая не доставят картофель, будем думать, что делать. Эти 200 тонн — суперэлита, на размножение взяли. Можно, конечно, первую репродукцию оставить на посадку, но качество-то хуже. Надо, конечно, свою выращивать. Было ж всё своё! Институты были. 

Теперь за год не восстановишь. Правда, мы предчувствовали, западные партнёры уже давно начали выделываться. Поэтому купили себе лабораторию. Но, опять же, у американцев купили. Потихоньку пытаемся заниматься картофелем, с переменным успехом, не всё сразу получается.

«Шесть соток» под пары?

В воронку бизнеса Юрия Сухачевского за год прилетело дважды. Магазин «Аптека сада и огорода» в ТК «Атлант-сити» отвечал всем самым изысканным запросам: широчайший ассортимент посадочного материала лучших производителей мира, удобрения, средства защиты растений, садовый инвентарь и ещё много чего необходимого дачникам и владельцам личных подсобных хозяйств. Приемлемые цены, исчерпывающие консультации хозяина по любым вопросам. 

Сюда стекались закупщики со всего юга, доставляя потом товар на розничные рынки своих городов и сёл. 

В прошлом году 27 апреля «Атлант-сити» оцепили пять тысяч силовиков. Торговля встала. Товар, имеющий определённый срок годности, завис на неопределённое время. Как и многие его друзья по несчастью, Юрий Сухачевский стал искать выход, чтобы сохранить бизнес. Клиентов практически не растерял (спасибо сотовой связи), а вот новая торговая точка уже совсем не такая комфортная. Да и с товаром проблемы.

Этому уже способствовал второй удар — международные санкции.

– Сейчас дефицит семян, которые завозятся из-за рубежа, а они у нас на 90% оттуда. У производителей есть проблемы серьёзные, у крупных фирм, у тех, кто расфасовывает. Проблемы со всем: с закупками, перевозками, с печатью, с бумагой… Не во что фасовать! И удобрения, которые производятся в России, подорожали процентов на 80. Нет карбамида, аммофоски, мочевины. У нас ничего нет. До 70% подорожали медьсодержащие реагенты — медный купорос и всё, что с ним связано. Да и я теперь не могу себе позволить завезти товара сколько нужно, гораздо меньше стали обороты, неудобно моим клиентам.

Под парами дачи в этом году, хочется надеяться, не останутся, но проблемы огородников явно обострились.

И без «Макдоналдса» люди есть не перестанут

С 2011 года в какой бы точке России ни находились рестораны быстрого питания «Макдоналдс», ломтиками маринованных огурчиков для фирменных гамбургеров снабжал их один-единственный завод – «Аграм-Юг», расположенный в Багаевском районе. Логично было предположить, что после закрытия в России сети для предприятия наступили нелёгкие времена. Однако директор ООО «Аграм-Юг» Евгений Лощёнов развеял опасения:

– У нас действительно всё заточено под фаст-фуд. Ну, во-первых, «Макдоналдс» после закрытия прислал нам письмо с гарантией, что в течение полутора месяцев они возобновят работу. Наши огурцы засоленными хранятся в течение года. Срок годности устанавливается уже после переработки, когда продукция идёт с рецептом под «Макдоналдс», упакована. Так что пока страшного ничего нет. Во-вторых, мы являемся поставщиками также в другие сети: «БургерКинг», «Сабвэй», «Крошка-картошка», KFC. Они не закрылись. Так что если люди недоедают в «Макдоналдсе», они идут в эти заведения. Поэтому по сбыту я пока проблем не вижу. Единственное, что нас сейчас волнует, – оборудование, которым производим нарезку и упаковку. Оно американское. Запасы запчастей, режущих деталей на 3-4 месяца есть, а что потом…

Ищем выходы.

«Аграм-Юг» сотрудничает с местными фермерами и частниками, которые выращивают для них огурцы. Но есть у завода и собственные посевные площади. Обычно они занимали 100 га. В этом году намерены использовать только 40 га. Но такое решение не связано, по словам  директора, ни с закрытием основного потребителя, ни с дефицитом семян.

– Мы с начала сезона обговариваем объёмы и какие сорта нам нужны. Они под нас уже заказаны и лежат ждут оплату. Это связано с курсом доллара, мы следим, когда он откатится назад. Дилеры относятся к этому с пониманием. Мы подстраиваемся под них, они — под нас. Продать такие объёмы ведь тоже нужно найти кому. А посадки оптимизируем, потому что требуется много ручного труда, людей привлечь трудно.

На больших площадях вовремя убирать огурцы не всегда получается, они перерастают, приходится выбрасывать. Опять же, решили заменить турецкие системы капельного полива на отечественные. Они ненамного уступают качеством, а по цене на данный момент в два раза дешевле.

Однако на большую экономию предприятию надеяться не приходится, она даже не покроет удорожание пластиковой и гофроупаковки. А про палеты и говорить не приходится. 

– В прошлом году одна палета стоила порядка 180 рублей, сейчас – уже 550 рублей, – говорит Евгений Владимирович. – В некоторых рецептах используем сахар. В этом году ещё не закупали, ждём, пока прояснится с ценами.

Не посеешь — не пожнёшь

Фермеров Забродних из Куйбышевского района, кажется, трудно выбить из седла. Эти труженики находят выход из любой ситуации. Но на этот раз в голосе Тамары Михайловны прозвучало  неподдельное беспокойство.

– Овощи в промышленных масштабах мы давно уже не сеем. Так, для себя, для своих работников. Посадили рассаду и в этом году. А вот с пропашными проблема. Под них мы оставляем каждый год 600 га, примерно пополам под кукурузу и подсолнечник. Но имеющихся  семян кукурузы хватит только на 100 га. Муж ездил в Зерноград в поисках отечественных семян, но тоже сказали, прояснится в апреле. А сроки уходят. Подсолнечник ещё можно в начале мая сеять, а кукурузу уже поздно будет. И под ячмень пустить землю не получится, мы его уже посеяли. Так что волнительно. Обстановка напряжённая.

В таком состоянии пребывают этой весной многие сельхозтоваропроизводители, даже те, кто заранее побеспокоился о семенах, запчастях и удобрениях. Надеются, конечно, что последние санкции, наконец, заставят правительство вернуть картофелю, морковке, свёкле, огурцам, томатам, кукурузе, подсолнечнику российское «гражданство». Задача нелёгкая. Семьдесят лет в Советском Союзе выстраивали систему  селекции и семеноводства. Формировать её начали сразу после Гражданской войны, не прекращали эту работу даже во время Великой Отечественной. А сдали всю генетику без боя в 1990-е, когда на наши земли  хлынули западные технологии. Нишу селекции и семеноводства заняли крупные иностранные компании. Пора отвоёвывать этот рынок, чтобы с уверенностью смотреть не только в завтрашний, но и послезавтрашний день

Людмила Воробьёва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин