Корень преткновения
Кубанский фермер Сергей Богатырев, у которого не приняли свеклу, высыпал её 27 тонн прямо на пропускном пункте завода. Отчаянный шаг объяснил одним словом: «Достали».
Каждую весну руководство Кубани вправляет мозги сельхозпроизводителям, чтобы сеяли больше пропашных технических культур, в частности, сахарной свеклы, ибо культура рентабельна - спрос на сахар устойчив. И каждую осень поддавшиеся уговорам трудяги мучаются с ней до нервных срывов. Особенно в начале уборки. Заводы отказываются принимать сладкие корни. Причина отказа чисто технологическая: в жаркие сентябрьские дни свекла в буртах «загорается». Преет, как навоз. Принимать её от производителя, чтобы она пропала на заводе, «сахарянам» нет смысла. Земледельцам же продукцию нужно «приткнуть» любыми путями, чтобы освободить поля для сева озимых. Ситуация - хуже некуда: одни не хотят принимать, а другие не могут терпеть. У каждого свой интерес. В такой ситуации случается то, что произошло на Павловском сахарном заводе. 18 сентября глава АКХ «Кубань» Сергей Богатырев, у которого не приняли свеклу, высыпал её 27 тонн прямо на пропускном пункте завода. «Достали», - одним словом объяснил фермер свой отчаянный шаг.
Высыпав свеклу под колеса, Богатырев потерял три тонны сахара, то есть 60 тысяч рублей. Для крестьянского хозяйства это немалые деньги. Что же толкнуло человека на столь отчаянный поступок?
В Павловском районе всего 26 крестьянских хозяйств и малых предприятий посеяли в этом году сахарную свеклу на площади 2187 гектаров. Из фермеров у Богатырева самые большие площади - 140 гектаров, и урожайность неплохая - 380 центнеров на гектаре. С половины площади Богатырев свеклу уже выкопал и вывез на завод (вываленные тонны не в счет). У одиннадцати коллективных хозяйств района 9,5 тысячи гектаров под свеклой, и на день инцидента 48% площадей убрано. Но в двух хозяйствах этот процент составил 32 и 30. Вот, как говорят, молодой глава района Алексей Мельников и решил подтянуть отстающие ОПХ «Калинина» и СПК «Россия» за счет фермерских хозяйств, запретив заводу принимать свеклу от фермеров и дав добро колхозам возить ее сверх квоты.
Завод же принимает от хозяйств своего района только 3 тысячи тонн корней ежедневно, и ему без разницы, кто их привезет. Районную квоту регулирует сам глава. Причем график сдачи свеклы произвольный. В начале уборки, в августе, когда завод начал переработку корней, фермерам давалась зеленая улица - возите, сколько хотите, потом дали квоту 500 тонн в день на всех, потом глава её менял, отменял по своему разумению. Ладно, у Богатырева свой уборочный комплекс, а как быть тем, кто заключает договор на уборку?
- Я не знаю, как в такой ситуации мне договариваться с МТС и транспортниками, - сказала мне фермер Кушу Каринэ, - МТС берет порядка 10 тысяч рублей за уборку гектара, а транспортники по 12 копеек с килограмма груза. Но при простое я должна буду платить им неустойку. А свеклы у меня 62 гектара, целое поле. Смогу ли я потом вовремя отсеяться? Если нервы сдадут, могу поступить так же, как Богатырев.
Фермер Николай Атаманов, у которого свеклы 20 гектаров, сказал, что по этой причине он её, может, вообще копать не будет.
Такая вот ситуация. Но выход из неё, как всегда, есть, и очень простой: сладкие корни любой фермер может привезти на завод и сдать их по накладной перекупщиков, которые крутятся там же, платят по 700 рублей за тонну и у которых завод «почему-то» принимает продукцию без всяких проблем и графиков. Когда Богатырев вывалил КамАЗ корней на дорогу, к нему сразу подбежал такой «хлопчик» и сказал: «Дурак, что ты делаешь, сдай их на меня по 700 рублей!» Другой фермер так и сделал, сдав свеклу по накладной №003622 (просил фамилии не называть). Говорили фермеры и про предпринимателя Манюшко, которому тоже на заводе нет препон.
Вместе с председателем районной АККОР Гуркаловым и фермерами Богатыревым, Конюховым и Некрутом ваш корреспондент отправился к главе района. Понимания фермеры добились, а «разрулить» ситуацию не смогли. На установление постоянной квоты в 500-300 тонн в день и твердого графика, по которому сама ассоциация смогла бы регулировать уборку свеклы фермерами, глава не пошел и предупредил: «Будете творить беспорядки, как Богатырев, и пугать меня Щербаком - закрою в подвал вместе со Щербаком!» (Петр Щербак возглавляет на Кубани штаб по защите прав крестьян).
От главы этой же группой поехали на сахарный завод. Узнав от нас, что глава района пообещал дать добро на сдачу фермерами свеклы с понедельника, гендиректор завода В.Агапов вспылил: «Если ваш глава такой умный, пусть руководит заводом сам! Раньше первого октября даже разговаривать о приемке от вас не будем, у нас свекла горит! Возите её, куда хотите, делайте с ней, что хотите!»
Заместитель Агапова, начальник свеклопункта И.Зверев, сердитый, как и шеф, повел нас к буртам. Бурты попахивали прелью.
- Унюхиваете? Видите? Пока не похолодает, принимать её больше трех тысяч тонн в день не будем. А кто будет завозить нам эти три тысячи - нам абсолютно всё равно.
- А как же с «зеленой улицей» для перекупщиков? - спросили его фермеры.
- Ну это, знаете, может - хозяева завода, может - от хозяев, ну, сами понимаете…, - очень «определенно» ответил Зверев.
…Куча, высыпанная в сердцах Богатыревым на въезде в свеклопункт прошлым днем, заметно поубавилась - всего несколько тонн осталось. Уплыла халявная свеколка...
Степан Деревянко,
наш соб. корр. Павловский р-н Краснодарский край