Колонка обозревателя
В четырех регионах России «Основы православной культуры» стали обязательным школьным предметом.
Вообще-то поначалу речь шла совсем о другом, а именно - об истории мировых религий. Но когда в начале этого года российский министр образования Андрей Фурсенко, выступая на Рождественских чтениях, сообщил собравшимся о том, что пособие по этому предмету уже почти готово, министра попросту освистали. При этом святые отцы в запале выкрикивали нечто, не сообразное с их саном: «Не нужны нам твои мировые религии!» и «Ты в России живешь или где?» И тогда Фурсенко вспомнил, что он действительно живет в России. Но при этом послушно забыл, что вместе с ним здесь живут не только православные, но и мусульмане, иудеи, буддисты - не говоря уже об атеистах.
Почему же ОПК не оставили в школах как предмет «по желанию», как это было раньше? (И как неоднократно обещал сделать прежний министр образования Владимир Филиппов). По мнению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла (Пономарева), это означало бы «дискриминацию по отношению к тем детям, которые хотят больше знать о православной культуре своей страны». Как быть с детьми, желающими знать и о других культурах своей страны, архиепископ почему-то не уточняет. Представители Русской православной церкви успокаивают: это же не религиозный предмет, а светский, «культурологический».
Но учебники, по которым уже учатся брянские, калужские, рязанские, смоленские дети, в основе своей совпадают с курсами духовных семинарий. И, как публично заявил зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке, доктор философии, членкор Академии образования Олег Смолин, «скорее склонны к Закону Божьему, чем к основам православной культуры». Сомневаться в необходимости курса ОПК - все равно, что оспаривать курс русского языка, заявляют представители РПЦ. Утверждение, мягко говоря, странное: русский язык является государственным, и граждане России обязаны его знать, независимо от своего вероисповедания. А вот выбор религии - это, извините, дело сугубо личное, что, между прочим, записано в российской Конституции. Ну, положим, с конституционными свободами у нас традиционно не церемонятся. Но есть и более практические соображения. С протестами против насильственного православия уже выступили многие религиозные общины, в том числе, например, Духовное управление мусульман Татарстана. А в Самарской области специальная общественная комиссия, рассмотрев возражения мусульманской и иудейской общин, решила повременить с введением всеобщего школьного православия. Потому что заставить мусульманина изучать чуждую ему религию как единственно верную - не самая разумная идея по нынешним временам.
Где взять нужное количество педагогов, которые могли бы квалифицированно преподавать этот непростой курс, - вообще отдельный разговор. Скорее всего, будут учить, как умеют. «Нет лучшего способа воспитать в детях устойчивую ненависть к православию, чем ввести такой предмет в школе», - безвестный автор, приславший такое сообщение на один из интернет-сайтов, совсем не одинок в своем мнении. (Достаточно вспомнить школьные уроки литературы, призванные воспитывать любовь к русской классике).
Как показал опрос, проведенный факультетом социологии МГУ, менее 7 процентов молодежи высказываются за преподавание ОПК в обязательном порядке, а его существование в качестве факультатива приветствуют 39 процентов опрошенных молодых людей. А тем временем в Свердловской области православная церковь пришла не только в школы, но и в детские сады. Дошколятам читают жития великомучеников и возят по святым местам. Чудны дела твои, Господи…
Анна КОЛОБОВА
И все-таки она вертится
По настоянию Саратовской православной епархии в школах области убрали из программы валеологию. Глава Саратовской епархии посчитал валеологию (основы здорового образа жизни) «принципиально нецеломудренным» предметом, поскольку 2 урока из 32 посвящены половому воспитанию. Об угрозе общественной нравственности доложили губернатору, который и распорядился отменить крамольную дисциплину. Теперь саратовские педагоги гадают: какой предмет на очереди? То ли биология с теорией Дарвина, то ли физика с гипотезами о происхождении Вселенной…