Крепкий тыл, работа и друзья. - Общество

Советы от Абдрашитова, как выжить в современных условиях порядочному человеку.

На изломе зимы в Ростов пришёл «Сталкер». На Донской земле это была пятая благотворительная акция Международного кинофестиваля фильмов о правах человека. В этот раз Европейский Союз - настолько пришлась по душе тема донского форума - впервые раскошелился на грант. А звучала она так: «Мир на Кавказе». Радоваться ли таким деньгам и такому интересу к нашему Кавказу? Как сказал доктор исторических наук Николай Авдулов, один из участников «круглого стола», проходившего в рамках акции, сама постановка темы - мир Кавказу, а не мир России - говорит о неслучайном внимании европейцев. Сорок государств объявили Кавказ зоной своих национальных интересов. И делают всё, чтобы там происходило то, что происходит.

Но так или иначе евросоюзовские деньги пошли на благое дело. Пять незабываемых вечеров показали современную жизнь на Кавказе и раскрыли историю событий в этом непростом регионе. Зрителям было представлено девять документальных лент и пять игровых фильмов, прошли встречи с кинорежиссёрами. А началось знакомство с «горячей темой» с фильма «Время танцора». Показ не премьерный. Картина снята в 1997 году и, как и все работы Вадима Абдрашитова, сделана она на вырост, ибо в ней заложена глубинная философия, свойственная этому автору. Потому и творческая встреча зрителей с Вадимом Юсуповичем, слегка коснувшись только что просмотренного фильма, вылилась в серьёзный разговор о жизни.

- Фильм про славных людей, любящих и любимых, которые при этом почему-то несчастливы, вот это мы и пытались понять - почему? - начал отвечать на записки зрителей кинорежиссёр. - Геополитической конкретики нет. Это могло произойти в одной из многих горячих точек страны. Картина была для нас серьёзной затеей, мы понимали, что делаем и о чём, и сейчас понимаем. Судьба фильма складывалась непросто. Не сами съёмки и делание её, тут как раз всё было более-менее нормально. А потом, когда один из кинокритиков опубликовал суровую статью в газете «Культура», обвинив нас с Миндадзе (в тандеме с этим драматургом Абдрашитов снял за 30 лет 11 фильмов - прим. ред.) в необъективности. И вал неприятия стал нарастать. Отстоял картину писатель Виктор Астафьев. Но в широкий прокат она так и не прошла.

Было много вопросов личностного характера: о профессиональном становлении, о предпочтениях в киноцехе, об учителях, о взаимоотношениях с актёрами, о семье. По первому образованию Вадим Абдрашитов физик, и даже, как было положено тогда, отработал три года на заводе, где сложилась удачная карьера. Но в определённый момент он понял, что настоящее его призвание - кинематограф. В своё время в МФТИ ему довелось соприкоснуться с такими масштабными личностями, как И.Тамм, Н.Семёнов, Л.Кудрявцев, Л.Ландау. Во ВГИКе повезло попасть на курс Михаила Ильича Ромма. К сожалению, учиться у мастера довелось всего чуть больше года. В расцвете творческих сил и амбиций Ромм скончался. На первое место среди режиссеров-современников Абдрашитов ставит Марлена Хуциева, ценит то, что делает Алексей Герман-старший, к настоящему кинематографу относит некоторые картины Андрея Тарковского, ранние работы Киры Муратовой, Сергея Сокурова.

Над одной из записок Вадим Юсупович рассмеялся: «Слушайте, вот это вопрос! Назовите пять способов или десять, как выжить сегодня в этом мире порядочному человеку? Если б я знал, - грустно отозвался режиссёр, но тут же сформулировал своё представление, как жить, находясь в ладу со своими принципами: - Во всех случаях надо иметь крепкий тыл, то есть дом. Дай Бог всем любви, здоровья, радости и так далее, и так далее.

Обязательно, по возможности, стараться дольше защищать детей от влияния государства. Ну и какой-то способ реализации нужен. Я имею в виду профессию, работу. Гениально, конечно, если будут друзья».

Рассуждая о культурных эпохах, Абдрашитов оптимистично отозвался о возможностях современной России, правда, оговорил условие:

- Если государство в виде власти захочет сохранить культуру. А судя по тому, что происходит, у меня возникает масса вопросов. Почему внедрили единый государственный экзамен? Как человек, который много учился и преподавал сам, очень хорошо знаю, что такое ЕГЭ - это разрушение школы. Я смотрю телевизор и вижу, что смотрят дети. И понимаю, что это разрушение детей.

Оригинальное мнение у классика режиссуры и по поводу молодых коллег. «Среди них много способных и даже талантливых, - говорит он. - Но я как-то не получаю от молодых то, чего я должен от них получить. Они же молодые, они должны смело, задорно привносить какую-то новую свежую художественную идею, ломать то, что до них было сделано. А большинство - суетливые, энергичные, умелые старички. Жду от молодых молодости».

Людмила Воробьёва

P.S. В фильм «Время танцора» были приглашены сразу пять дебютантов. Один из них - актёр театра «Мастерская Петра Фоменко» Юрий Степанов. В ночь со 2 на 3 марта Юрий Степанов, возвращаясь после спектакля домой на попутной машине, погиб в автокатастрофе.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Культура
Газета: Газета Крестьянин