Не мешайте кролику жить

Ушастые зверьки могут спасти российское село от безработицы, утверждает бывший зоотехник и генетик

Михаил Владимирович Морозов - человек разносторонний. В моло­дос­ти чуть было не стал военным лётчиком. Получив специальность зоотехника, работал в одном из ленинградских НИИ, связанных с генетикой сельскохозяйственных животных. Обстоятельства вынудили вернуться на родину, в Курганинск, где постоянной работы у него нет. Но Морозов не унывает. Серьёзно занялся кролиководством, изучив методику известного в прошлом актёра Игоря Михайлова, по которой можно быстро и дёшево выращивать этих животных. Сейчас Михаил Владимирович сам имеет право пропагандировать эту эффективную систему.

Чистота и бесперебойное питание

Узнав о системе Михайлова, Морозов отправился к нему в Санкт-Петербург учиться уму-разуму. Ныне уже покойный, Игорь Николаевич не только разработал эффективнейшую систему выращивания кроликов-акселератов, но и обучал этому за определённую плату всех желающих, выдавая потом специальные лицензии. Сейчас его дело продолжают супруга и сын. Методика давно признана не только у нас в стране, но и за границей.

- Это революция в кролиководстве, - говорит Михаил Владимирович. - Главный её принцип - как можно меньше вмешиваться в жизнь животного, дав ему самому возможность питаться по потребности. Второе условие - обеспечить чистоту его жилища, чтобы кролик не дышал парами от своих испражнений. Всё это предусмотрено в клетках конструкции Михайлова.

Клетка, а вернее мини-ферма, - это двухъярусное сооружение. Наверху две комнатки для детворы. Внизу родильное отделение и комнатка постоянного проживания крольчихи, где она кормит своё потомство. В специальные кормушки задаётся два вида корма, сено и гранулы, в которых есть все необходимые кролику элементы. Ничем другим кормить не надо, даже вредно. Животное имеет возможность есть столько, сколько ему надо. А природа ушастого зверя такова, что есть ему хочется раз 80 на дню, но по чуть-чуть. Глупо каждый раз устраивать ему кормёжку, никаких сил не хватит. Разумней сделать такие кормушки, чтоб сам тащил оттуда еду, при этом не переедая. И водичка ему поступает в поилку автоматически, примерно так же, как поят цыплят. Фекалии через решётчатое дно по специальному раструбу ссыпаются в закрытую ёмкость, так что никакого запаха не ощущается.

При такой системе роль хозяина сведена к минимуму, подходить к клетке можно пару раз в неделю, а то и реже. Это не только облегчает уход за животными, но и избавляет их от нежелательных контактов с человеком, через которого может передаваться инфекция. Кстати, клетки должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга для профилактики заражения. И не надо никаких помещений, от них только вред. Для кроликов нет ничего лучше открытого воздуха. Разве что можно сделать навесы от дождя.

И с самцом крольчиха контактирует только во время случки, всё остальное время они содержатся отдельно. В мини-ферме может находиться два помёта. Пока мама кормит самых маленьких, перепадает молочка и старшим, что заметно ускоряет их рост. Мини-ферма - это конвейер по производству детей.

- Есть всего два вида животных, кролики и лоси, у которых могут рассасываться эмбрионы, - поясняет Морозов. - Если условия для жизни складываются неблагоприятные, мама родит меньше детёнышей, если перспективы хорошие - все эмбрионы созреют. В клетках Михайлова условия идеальные, поэтому крольчиха может приносить до 15 крольчат. Я обычно оставляю 10, остальных раздаю знакомым. Одна самка за год может рожать 4-5 раз. Какое это поголовье за год?!

200 процентов прибыли

У Морозова сейчас немного клеток, но собирается довести до 25 штук. Кстати, он слегка усовершенствовал их конструкцию, приделав выдвижную ванночку, чтобы в жару кролики могли охладиться.

Никаких профилактических прививок он не делает. Система содержания кроликов настолько эффективна, что этого не требуется, у зверьков формируется отличный собственный иммунитет.

Главный бич кролиководческих ферм - кокцидиоз второй стадии. Его разносят личинки комаров. Против этой болезни, которую в народе называют кроличь­ей чумой, нет вакцин. Михаил Владимирович разработал собственное средство профилактики. В состав жидкости, которую он подвешивает в баночке около клеток, входят 27 химических компонентов. Морозов собирается запатентовать изобретение, поэтому состав пока не разглашает. Комар, надышавшись этими испареними, теряет способность к укусам, превращаясь в полуживого доходягу.

Таким образом, Морозов снимает один из основных тормозов на пути развития массового кролиководства.

- Я готов обучать всех желающих этому выгодному делу за умеренную плату и гарантирую при соблюдении моих рекомендаций успех, - заявляет Михаил Владимирович.

Основания для подобных амбиций у него есть. Он несколько лет работал по контракту в разных регионах страны, создавая с нуля кролиководческие фермы. Там, где соблюдаются принципы сис­темы Михайлова, дела идут хорошо.

- Система достаточно проста, но её надо соблюдать неукоснительно, - говорит Морозов. - Если делать всё тяп-ляп, рассчитывая на русское авось, то лучше и не беритесь.

Перед теми, кто готов блюсти чистоту метода, открываются невероятные возможности.

- Где вы найдёте животное, которое даст 100 килограммов мяса на 500 килограммов фуража? При этом вам не надо горбатиться из дня в день, как на свинью или корову. Например, имея 25 клеток, можно получать до 2,5 тонны диетического мяса в год. По самым скромным подсчётам, это 500 тысяч рублей дохода. Так это только мясо. А шкурки?

Михаил Владимирович выносит мне на показ красноватую шкурку. Она принадлежит кролику красной австралийской породы, взращённому по методу Михайлова. Мех густой, гладкий. Это совсем не тот кролик, из которого в советские времена шили шапки, после первого снега напоминающие облезлую кошку. Супермех! Шубы из такого кролика носятся до 20 лет.

- Качество меха зависит прежде всего от кормления, и система Михайлова позволяет получать высококачественное сырьё. Это вторая составная дохода. В целом мини-ферма может давать её владельцу до 200 процентов прибыли. Это при умеренных трудовых затратах, но, повторяю, при полной отдаче вашей души, - расставляет акценты кроликовод.

Кстати, я видел у Морозова и голубых кроликов. Они идентичны известной породе - венский голубой. Но Михаил Владимирович не закупал дорогое поголовье. Вывел сам путём селекционного отбора, всего в четвёртом поколении. Сказано, специалист-генетик!

Проблем со сбытом не существует. Морозов распродаёт своих кроликов, не выходя из дому. За 90 дней кролик достигает двух килограммов. Морозов предпочитает продавать такие тушки - оптимальное сочетание цены и качества. Нравится больший размерчик? Через 120-140 дней получите 5-6 килограммов.

- У рынка крольчатины огромные перспективы, - утверждает Михаил Владимирович. - Во-первых, он в нашей стране практически неосвоенный, во-вторых, мясо кроликов обладает целебными свойствами, не имея противопоказаний при любых заболеваниях. Например, знакомые мои диабетики растапливают внутренний жир на водяной бане и пьют его. Многие слезли с инсулиновой иглы.

г. Курганинск,

Краснодарский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Животноводство
Газета: Газета Крестьянин