Излом на памяти. - Общество

Иногда лишь юбилей и письмо в газету заставляют вспомнить, что «Никто не забыт, ничто не забыто».

Отгремел 65-й юбилей Победы. Готовилась страна к нему знатно. Многое было сделано в подтверждение девиза «Никто не забыт, ничто не забыто». И всё же есть над чем поразмышлять.

В предпраздничной почте «Крестьянина» оказалось письмо из Азовского района Ростовской области. «Мои родители почти всю жизнь прожили в посёлке Каяльском, - писала Людмила Анатольевна Ковба. - Здесь жили их родители, отсюда с главной площади уходил в грозном 1941 году на фронт мой дед Павел Егорович Буровой. Воевал, себя не щадил. А в 1942 году пропал без вести. Семья узнала об этом из коротенького извещения.

В год 20-летия Победы на поселковом памятнике погибшим воинам была прикреплена плита с фамилиями каяльцев, ушедших на фронт. Каждый год 9 Мая (да и не только в этот день!) вся наша большая семья приходила к обелиску почтить память дедушки. Два года назад плиту демонтировали для реставрации. А перед этим список воинов приходили сверять со списком ветеранов на стенде Каяльской средней школы. Зная, что дедушкина фамилия находится на изломе плиты и сильно повреждена, я заранее обратилась с уточнениями к работнику ЖКХ Елене Жаровой, которая занималась перечнем фамилий. Плиту обновили, но имя Павла Егоровича Бурового с неё исчезло. Обращалась с просьбой разобраться и исправить ошибку сначала к Жаровой, потом адресовала свою просьбу замглавы Задонской сельской администрации Г.А. Подлужному. И вот уже два года сдвигов никаких.

Мой отец Анатолий Павлович, 1936 года рождения, и его брат Леонтий Павлович, 1940 года рождения, росли сиротами. Этот памятник для них с 1965 года был единственным местом, где можно было поклониться памяти отца, отдавшего жизнь за Родину. Сейчас папа после инсульта не поднимается с постели. Он постоянно спрашивает меня, не дописали ли фамилию его отца на обелиске. Тяжело огорчать его правдой...».

Звонок из редакции Геннадий Александрович Подлужный встретил бодрым вопросом: «А вы когда письмо получили, до праздника? Так вот, рассказываю: 6 мая вбили мы на памятнике и Бурового, и ещё одного земляка-ветерана». Казалось бы, всё разрешилось, что теперь выяснять? Но захотелось разобраться, по чьей вине был вычеркнут из списка героев войны односельчанин? Истину, скажу сразу, установить не удалось. Версии Геннадия Александровича Подлужного и Елены Николаевны Жаровой очень сильно разнились с рассказом автора письма. Такое бывает, что у каждого своя правда. Но правота «официальных» собеседников многими деталями вызывает сомнение. Не были они открытыми до конца. Так и не удалось выяснить, кто был подрядчиком, выполнившим реконструкцию; его ли вина, что список ветеранов оказался короче, или заказчики предоставили его неполным. Замглавы убеждал, что добавить пропущенные фамилии по свежим следам было очень дорого, однако тут же выяснилось, что перед юбилеем это сделал опять же неназванный добрый человек совершенно бесплатно. Пришлось позвонить и Людмиле Ковбе. «Да, фамилию дедушки и другого нашего земляка, Степана Ивановича Галинского, внесли, - подтвердила она. - Всего два часа потребовалось на это. А знаете, как получилось? Мама встретила Подлужного и сказала, что мы отправили письмо в «Крестьянин». Сразу всё закрутилось».

Ну что тут добавить?..

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин