Экономика России: «Дать!»

В начале июля в Тамбовской области Владимир Путин «вышел к селянам» - так  выразилась одна столичная газета. Репортаж имел интригующий заголовок: «Путин выдал фермеру экспресс-кредит».

А случилось вот что. В непосредственной близости от главы правительства некий фермер  крикнул: «Нет денег достроить свинарник!» Путин услышал и отозвался: «Сколько?» Фермер назвал цифру: 30 миллионов. «Дайте ему 50 миллионов», - распорядился премьер. Россельхозбанк  тут же взял под козырёк: «Сделаем!»  

Вполне сказочная история, хотя, если подумать, очень печальная. Выходит, российский государственный банк  выдаёт солидные кредиты,  не вникая в обстоятельства дела, без оглядки на законы и правила. Просто кто-то вовремя крикнул: «Деньги нужны», а сверху походя велели: «Дать!»

Вот оно, подходящее слово для характеристики нашей экономической политики: «дать». И ведь дают, что должно выглядеть, конечно, как «не­устанная забота» о крестьянах. На самом же деле государство просто откупается от села, не умея наладить нормальную его жизнь.

Особенно щедрым на бюджетную помощь был минувший год: АПК получил 776 млрд рублей, из них 185 млрд  - прямые субсидии из федерального бюджета (в текущем году обещают чуть поменьше). Деньги селу, разумеется, нужны, но кому? на что? Это следует знать, а то за минувший год сельхозпродукции приросло всего-навсего на 36 млрд рублей. То есть размер вернувшейся в экономику прибавки в 21,5 раза меньше вложенного.

Понятно, некоторые вложения долгосрочные, но в целом бюджетные средства вливаются в АПК без должной отдачи, и это ясно любому трезвому наблюдателю. Только не называйте село «черной дырой». Немалые суммы идут у нас ежегодно и на «поддержку», например, отечественного кино, а где оно - то кино? На научные и инновационные программы и проекты  вот уже три года подряд из бюджета «отстёгивают» 10 млрд долларов (!). И ни прорывов, ни доходов от продажи технологий, ни уважения в мировом научном сообществе не видать. Российские учёные по-прежнему уезжают работать в Европу и США, а наше правительство безуспешно пытается понять, куда исчезают бюджетные средства...

Раньше все неустройства  нашей жизни объяснялись безденежьем. Теперь у государства деньги вроде бы завелись, а толку?

«Деньги получают самые ловкие. Те, кто ближе к власти и громче просит», - объяснил ситуацию один кубанский фермер. Первыми в очереди за государственной помощью  до последнего времени были банки и агрохолдинги, вообще «крупняки». Считалось, да и сейчас многие так считают, что благополучие экономики зависит от них, они наиболее «эффективны», им «помогают». Хотя на Ставрополье, например, 78% молока производится в личных подворьях, власть не видит их в упор. 

Не понимая, каким быть российскому селу, государство нацелилось энергично повышать сельскохозяйственное производство. Не определившись с  вектором движения, желаем двигаться быстро, дёргая крестьян во все стороны. Агрохолдинги закупают технологии, основанные на сплошной автоматизации. На место крестьян приходят наёмные рабочие, а покупатели отворачиваются от конвейерного поросёнка и готовы переплачивать за домашнего, потому что «от домашнего не пахнет антибиотиками, и он во время готовки не уваривается в два раза». А село нищает и пустеет...

Теперь государство стало поворачиваться вроде в сторону фермеров, да только поворот этот - демонстративный, что называется, на публику. «Зачем вы убиваете фермеров?» - вопрошал Путин в Тамбове руководителей регионов и показал пример правильного к фермерам отношения.

Как будто задача экономической политики - в раздаче денег и благ, а не в обеспечении условий для нормального крестьянского труда.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: События
Газета: Журнал Деловой крестьянин