Природа: Слёзы степной тиркушки

Создателям экологического природного парка у озера Маныч хватило задора только на свисток.

В публикации «Фото пуще охоты» («Крестьянин» № 52, 2009 г.) мы рассказывали о проекте «Экологического степного парка Маныч-Гудило», широко разрекламированном год назад правительством Ставрополья. К сожалению, пара авторам затеи хватило пока лишь на громкий свисток. В этом убедился наш корреспондент, снова побывавший на уникальных берегах Кумо-Манычской впадины, утыканной птичьими гнёздами и мерзкими следами потребителей даров дикой природы.

Бутылки на экологической тропе

Фермер Александр Никитин, год назад представлявшийся директором создаваемого экологического парка, теперь отмахивается от этого звания как от позорного клейма. Все спрашивают, жаждут новостей, но только раздражают. Что отвечать, если всё застыло на уровне планов громадья?

- Парка нет, и неизвестно, будет ли, - вздыхает Никитин. Недавно полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин едко прошёлся по предложениям краевого правительства относительно стратегии развития округа. Часть из них он назвал региональными «хотелками», не достойными денежной поддержки российской казны. Среди прочего Хлопонин упомянул «туркомплекс в чистом поле».

Словом, настроение Никитина близко к нулю. Он везёт меня на джипе по пахучей полынной степи к череде солёных озёр, уцелевших, как и сам Маныч, в самых глубоких местах древнего Хвалынского моря, некогда катившего свои волны от Каспия до Крыма. Сезон нынче многорыбный, на берегах полно азартного люда с удочками. У насиженных мест - стихийные свалки: стеклянные и пластиковые бутылки, поли­этиленовые пакеты...

- С дельтаплана пейзаж с этим мусором ещё уродливей, - замечает фермер, в ангаре у которого - два десятка легкомоторных аппаратов. - Речь не только об эстетике. Когда пеликан заглатывает полиэтилен, он погибает. Разъясняю это турис­там. Но кто я для них?

Поколесив, нагоняем полевую экспедицию будущих биологов-охотоведов: студенты Тимирязевки ночуют на базе Никитина, а днями бродят по берегам, наблюдая за птицами, зверьём, насекомыми.

- Места удивительные. Такое обилие пернатых! - делится впечатлениями студентка Даша Закрасина. - Но им здесь неспокойно. Любители водных прогулок мотаются по Манычу и пугают стаи. Надо бы регулировать озёрные маршруты.

Ставропольчанка Катя Витюк, студентка отделения агротуризма Тимирязевки, уже выступала на научных конференциях в Москве и Мичуринске с докладом о перспективах развития экотуризма. Катя разработала экологические тропы: для малышей, для школьников, для взрослых. Такие посещения природных парков чрезвычайно популярны в Европе и в Америке. В США, например, даже очередь желающих, едут целыми семьями. А у каждого школьника 10 учебных дней в году отводится на природный парк. Может, потому отношение к окружающей среде там другое?

Погорельцы балки Бедрик

Со студентами-экологами уже десять лет приезжает на северо-восток Ставрополья профессор кафедры зоологии Тимирязевки Любовь Маловичко. На шее у Любови Василь­евны неизменный бинокль, а в сумке - фотоаппарат с многократным приближением.

- Болотный лунь, самец, - безошибочно определяет она, взглянув через окуляры на хищную птицу, парящую в отдаленье. А меня больше привлекает стремительная крачка, которая выписывает эффектный пируэт в воздухе, прежде чем стремительно плюхнуться в воду за рыбкой.

- В Кумо-Манычской впадине гнездятся 180 видов птиц, а вместе с пролётными здесь можно наблюдать на сотню видов больше, - говорит Маловичко. - Так что каждый найдёт чем полюбоваться. Место уникальное по обилию видов. В европейской части России с ним сравнится разве что низовье Волги в Астраханской области. Такой дар беречь надо.

По мнению профессора, для сохранения здешнего природного богатства требуются не такие уж большие усилия. Зачас­тую речь идёт просто о мелочах. Чтобы убедить меня в этом, Любовь Васильевна приглашает на берег небольшого озерца, истоптанного копытами коровьего стада. Над нашими головами о чём-то стонет степная тиркушка - вид, внесённый в Красную книгу России. Гнёзд в привычном понимании она не строит. Ни тебе сухих травинок, скрученных в кольцо, ни пухового настила. Самка складывает яйца в углублении на голой земле. Без труда находим эту необычную кладку.

 

- А вот на этом месте два дня назад были такие же яйца тиркушки, - показывает осиротевшую ямку Маловичко. - Вчера их растоптали коровы. Тиркушка высиживает птенцов всего две недели. Пастухам достаточно не гонять стадо на водопой по этому берегу только полмесяца, и птичьи стаи пополнятся. Разве это трудно сделать?

Озабоченные только собственными удобствами и выгодами, пастухи зачастую наносят колоссальный вред Приманычью. Любовь Васильевна рассказывает, чем обернулось выжигание тростниковых крепей (камыша по-местному) в балке Бедрик прошлогодней весной. Пал на пятикилометровом участке устроили чабаны, решившие таким способом расчистить балку от старых стеб­лей камыша и обеспечить отарам доступ к молодой вкусной поросли. О том, сколько при этом будет уничтожено птичь­их гнёзд вместе с родившимся и ещё не родившимся потомством, похоже, ни один пастух не подумал.

- Мы со студентами обследовали тростниковый участок, расположенный рядом с сожжённым, - продолжает профессор Маловичко. - Его территория в два с половиной раза меньше той, что выгорела. Так вот, на ней мы обнаружили 2 гнезда лебедей-шипунов, 4 - серого гуся, 16 - большой поганки, 24 - лысухи, 16 - большой белой цапли, 1 - малой белой цапли, 14 - серой цапли, 3 - рыжей цапли, 6 - уток-крякв, 6 - болотных луней, 2 - выпи, 1 сороки и несколько гнёзд нырков. Можете себе представить, какой урон дикой природе был нанесён только в этом месте!

Из гнезда пеликана - в свиное корыто

И уж совсем кощунственно выглядит яичный промысел некоторых выродков (иначе их трудно назвать) из сёл, окружающих Маныч. В период высиживания птенцов эти негодяи отправляются на лодках на птичьи острова и опустошают там гнёзда, включая кладки краснокнижных видов. Наполненные яйцами вёдра везут домой и кормят ими свиней. Говорят, при таком меню хавроньи хорошо прибавляют в весе. За этим варварским занятием в нынешнем сезоне застали браконьеров на Маныче члены экспедиции фотолюбителей, приехавшие из разных концов страны полюбоваться изумительными видами реликтового озера и его обитателями.

Гости выдворили зачуханных браконьеров, отобрав и вёдра с яйцами, и саму лодку. Но разве это не укор нам, местным, если разорителей птичьих гнёзд в нашем заповедном уголке хватают за руку лишь заезжие люди, заглянувшие сюда на недельку?

- Маныч с его неповторимой флорой и фауной надо спасать, - подытоживает Александр Никитин. - Если идея масштабного природного парка не получит в ближайшее время реального воплощения, то я как руководитель общественного экологического фонда «Маныч-Гудило» займусь вместе с администрацией Апанасенковского района созданием парка муниципального уровня площадью всего две тысячи гектаров. Взаимопонимание с главой Косолаповым есть - он, как и я, убеждён: медлить дальше нельзя.

Апанасенковский р-н,

Ставропольский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Спецрепортаж
Газета: Газета Крестьянин