Чистые пруды рыбовода Чурина
Они чисты несмотря на десятки тонн навоза и травы, которые вываливают каждый сезон в водную гладь.
Попасть к единственному на Ставрополье фермеру-рыбоводу Владимиру Чурину непросто. То он на жатве, то на заготовке сенажа, то на вывозе навоза. Какое, спросите, это имеет отношение к рыбоводству? Да самое прямое, отвечает Чурин.
Загадка чёрного амура
Владимир Иванович пообещал показать нам чёрного амура, о котором перед тем занимательно рассказывал. Про его жёлтую жировую прослойку – как у осетра, про изысканный вкус после копчения или вяленья. Но рыбаки, звонившие по телефону, желанный ответ Чурину никак не давали. Садки для продажи почти заполнены, а чёрный амур в сети не плывёт.
– Дальше так нельзя, – серчал Чурин. – Весной обзаведусь своим цехом инкубации, половозрелых особей у нас достаточно. Сын из Кубанского аграрного университета вернулся профессиональным рыбоводом. Пусть и займётся личинкой.
Чёрный амур в естественной среде не размножается. Личинки фермер Чурин закупал в прежние годы в разных инкубаторах. Теперь почти все они по разным причинам позакрывались. А спрос на рыбу необычной расцветки вдруг так попёр, что она чуть ли не на вес золота.
– Мне дают сейчас 300 рублей за кило чёрного амура, – признался Владимир Иванович. – Покупают даже за границу. В Белоруссию отгрузил три тонны.
Долгожданная весть с дальнего берега. Чурин велит поместить улов в отдельный садок. Приезжаем. В сетчатых носилках плещутся заурядные рыбины, только тёмного окраса. Почему же цена им как горной форели?
– Если продавать домохозяйкам, то за такие деньги, конечно, не возьмут, – соглашается Чурин. – За чёрным амуром гоняются владельцы водоёмов. Эта рыба – отменный мелиоратор, очищает пруды и озёра от ракушки – переносчика опасных рыбьих болезней. А вредная ракушка на многих водоёмах расплодилась в последние годы в невероятных количествах.
Белый сородич амура тоже мелиоратор. Вместе с толстолобиком он чистит водоёмы Чурина от водорослей, несущих угрозу заболачивания и кислородного голодания. А ещё белому амуру по зубам камыш. Благодаря ему берега прудов избавились от щетины тростника.
– Разумеется, амур и толстолоб интересуют меня не только как дворники, – улыбается Чурин.– Они наводят порядок, создают благоприятную среду для себя и соседей по подводному миру – сазанов и карпов. И не мешают друг другу. У каждого своя кормовая база. При таком раскладе выход товарной рыбы у меня растёт год от года. Сейчас получаю по две с половиной тонны с гектара. Хозяйство устойчиво прибыльно.
Поля фермера Чурина раскинулись на 600 га. Традиционный севооборот – с зерновыми, подсолнечником, кормовыми. Весь урожай – для водоёмов, общая площадь которых – за 400 га. Часть зерна и травы, уточняет Владимир Иванович, перед загрузкой в пруды вынужден пропустить через желудки скота. Для этого специально держит ферму с 14 лошадьми и 40 бычками. Навоз из расчёта одна тонна на один га водной поверхности позволяет обеспечить рыбу дафниями – ценным биокормом, стимулирующим рост скелета. Та же задача у суданки с люцерной, которую после измельчителя сваливают в пруды.
В бухгалтерии тесно
В фермерскую столовую мы попали в рыбный день. По тому, какие блюда на столе, можно догадаться, откуда вытащили невод. На сей раз подавали уху из судака. Он из Отказненского водохранилища, которое Владимир Иванович арендует много лет. Оттуда же вылавливают карася, сома, леща и прочего частика. А вот сазан, толстолоб и амур – это, как правило, из трёх товарных прудов, построенных самим фермером.
– По площади зеркала водохранилище в несколько раз больше всех моих прудов, включая мальковые, – вздыхает Владимир Иванович. – А добываю я из него меньше половины сезонного улова.
Суть в том, поясняет фермер, что отказненский водоём – федеральная собственность. Вылов рыбы из него – по квотам, согласно рыбоводно-биологическому обоснованию. А квоты эти сжимаются, как шагреневая кожа. Потому что заиливается водохранилище, мелеет и во время зимнего водосброса теряет большую часть рыбы. В нынешнем сезоне Чурин запустил в водохранилище 46 тонн мальков сазана, амура и толстолобика. А выловить имеет право лишь 177 тонн. Получается, себе в убыток.
– Мне советуют: откажись от водохранилища, и нарастишь прибыль, – размышляет Чурин. – А как отказаться, если у меня 50 работников? Мне бы и сегодня половины этого штата хватило, да куда их отправишь. В селе найти место тяжело. Вся надежда на реконструкцию водохранилища. Обещают выделить федеральные деньги, очистить и углубить. Ждём.
А штаты фермерского хозяйства тем временем продолжают расти. К большому огорчению Владимира Ивановича, за счёт управленческого аппарата.
– Шесть лет назад держал одного бухгалтера, – чертыхается Чурин. – Сейчас в бухгалтерии уже шестеро. И едва успевают строчить отчёты. Над нами пять контролирующих органов, и все требуют. А что будет, если пруды передадут из минсельхоза «Росрыбоводству»?
Идею обсуждают уже на высшем уровне. Наши пруды тогда приравняют к морям, океанам и заставят выкупать на аукционах квоты на вылов рыбы в собственных водоёмах. Подумать страшно.
От невесёлых мыслей фермера отвлекли покупатели. Одним требовалась порционная некрупная рыбка для кафе, другим – увесистые сазаны для рынка. В многотонных садках клиентов ждал живой товар на любой вкус.
с.Солдато-Александровское,Советский р-н,Ставропольский край
А дно пруда засеять овсом
Практические советы фермера Чурина начинающим рыбоводам
После вылова рыбы (ноябрь-декабрь) фермер выпускает всю воду из товарных прудов. В конце зимы - начале весны, когда дно просохло, удаляет ил на глубину 5-10 см и вывозит его на поля в качестве удобрения. После чего дно культивирует, вносит 0,5 тонны извести на 1 га и сеет овёс. Перед заполнением водой в апреле пруд напоминает зелёное поле. Ухоженное твёрдое дно – гарантия того, что рыба не будет пахнуть тиной. Кроме того, всходы овса примерно на месяц обеспеспечивают рыбную молодь биокормом.
Как уберечь сазанов, толстолобиков и амуров от болезней? Ответ на этот вопрос Владимиру Чурину дают специалисты Центральной производственной станции по акклиматизации и борьбе с болезнями рыб, что находится в Краснодаре. По договору с фермером они приезжают на его водоёмы, берут анализы воды, ила, рыбы и делают заключение о чувствительности обитателей к различным недугам. Лекарства для профилактики этих недугов фермер выписывает в московской фирме «Агроветзащита». Препараты, не боящиеся термической обработки, закатывает в кормовые гранулы на комбикормовом заводе. А те, которым противопоказаны высокие температуры, растворяет в воде и опрыскивает комбикорм, изготовленный в собственном цехе.
Чтобы рыба радовала высокими привесами и была менее восприимчива к болезням, её породу надо периодически обновлять. В этом сезоне Чурин через «Росрыбхоз» приобрёл личинок венгерского, чешского и немецкого карпа. Скрестив их со своим румынским карпом, он получит хорошее потомство на несколько лет.