Инвесторы. А всё хорошее и есть «Мечта»

На фото: управляющий Михаил Валиев

Московская предпринимательница разрушает стереотипы об инвесторах.

О МОСКОВСКОЙ предпринимательнице Ирине Мининой, ставшей хозяйкой одного из ставропольских колхозов, знаю давно. Она из тех самых инвесторов, которых в сёлах принято ругать и ненавидеть. Но эта женщина не вписывается в расхожие стереотипы. Меньше всего похожа на временщика, приехавшего слупить лёгких деньжат.

Застать мобильную хозяйку ООО «Моя мечта» в посёлке Щелкан, где базируется предприятие, никак не удаётся, оттого всё откладывал поездку. А потом решил, что, может, это и к лучшему. «Узнаете их по плодам их».

«Моя мечта» пахнет пряностями

В отсутствие хозяйки всем на предприятии распоряжается управляющий Михаил Сагитович Валиев. В Щелкан на работу он ездит из села Елизаветинского, что в соседнем Благодарненском районе. Знает, как непросто шло становление «Моей мечты». Когда обанкротилось местное сельхозпредприятие, желающих подобрать его было много. После долгих колебаний люди доверились Мининой. Она пообещала вкладывать серьёзные деньги в развитие производства, в социальную инфраструктуру, создавать дополнительные рабочие места для людей, отдавших ей землю в аренду.

И слово сдержала.

Десять лет назад в аренде у «Моей мечты» было четыре тысячи гектаров, сегодня – 13. Свои паи отдали предпринимательнице не только жители Щелкана, но и посёлка Ставропольского, хутора Большевик.

К новым порядкам привыкали трудно. Выдержали не все. Многие специалисты старой формации вынуждены были уйти. Так в «Мою мечту» и попал Валиев, у которого за плечами был опыт работы в успешном сельхозпредприятии «Родина».

Пришлось привыкать не только к новым методам работы, но и к новой структуре производства. Несмотря на то что за зерновыми сохранился приоритет, значительные площади были отведены под пряности. Это петрушка, укроп, кориандр, иссоп, шалфей, душица, эстрагон, рута. На Ставрополье в промышленных масштабах никто не возделывает пряные культуры. Сегодня, когда цены на пшеницу непредсказуемы, крестьяне поняли, как права была Минина. Спрос на пряности огромный и стабильный. Этот рынок в России не развит, в основном зелень закупают в Голландии, Польше, Индии.

– А у нас на юге удивительные условия для этих культур. Солнце и жара способствуют повышенному содержанию в травах эфирных масел, что подтвердили приезжавшие в Щелкан специалисты из Европы. Высокие температуры позволяют сушить травы естественным способом, это даёт огромную экономию электроэнергии, – поясняет тонкости производства управляющий.

Правда, при возделывании пряностей приходится применять много ручного труда. Но, с другой стороны, это обеспечивает и большую занятость людей. В «Моей мечте» на постоянной основе числится 186 человек, в страду добирают до 230. Кстати, в хозяйстве появились уже специальные комбайны для уборки зелени. Их разработали по заказу «Моей мечты» специалисты Санкт-Петербурга.

Зимняя страда

Честно сказать, зарплата в «Моей мечте» с ног не сшибает. В огородной бригаде люди получают в среднем по семь тысяч. Механизаторы – до 12.

– Зато мы её получаем регулярно два раза в месяц, – рассказывает Надежда Задоркина, – а до этого пять лет денег не видели. Ещё получаем оплату зерном по итогам года. Я, например, заработала 10 тонн, а механизаторы привозят домой до 50. И арендная плата неплохая, в среднем 16 тысяч за пай, тоже получаем продукцией.

Зимой в сёлах жизнь обычно замирает, людей отправляют в отпуска с сохранением минимальной зарплаты. А в Щелкане, Ставропольском и Большевике начинается необычная, зимняя страда. Каждый желающий может отправиться на заработки в Москву, а вернее, в Подмосковье, где расположено несколько заводов Мининой, фасующих пряности. На них с недавних пор стали выпускать ещё и пасхальные наборы для крупных супермаркетов. Ставропольцы здесь желанные гости.

– Мы ездили туда с девчатами зимой, – рассказывает заведующая пекарней Лариса Саидова, – фасовали пасхальные наборы. Я работала два месяца, другие – четыре. Жили мы в квартирах, которые нам сняли. И кормили почти даром – 20 рублей обед.

– Работали много, но было за что, – продолжает Мария Толканёва. – Я за время отпуска 40 тысяч заработала, в селе таких зарплат не бывает.

– Нас там с радостью принимали, – говорит заведующая столовой Светлана Вайгум. – Мы люди деревенские, совестливые, на перекуры не ходим. Если местные 120 стоек с пасхальными наборами собирали, мы -220. И заработали, соответственно, по 60 тысяч за 50 дней.

Вторая смена

Не хочешь отрываться от семьи – сиди дома… и работай. Минина организовала завоз в свою южную вотчину заготовок, из которых собирают коробочки для пасхальных яичек. Эта простецкая работа по силам и детям, и пенсионерам. Сиди вечером у телевизора и рукодельничай. Никто тебя в шею не гонит, кроме твоего же интереса. Кто побойчей, до 10 тысяч в месяц насобирает.

А в посёлке Ставропольском народ на упаковке лаврового листа специализируется. Туда его завозят из Турции валом. После придания товарного вида отправляется в Подмосковье, где уже цена на порядок выше. На лаврушке 40 человек кормится.

– Я спросил как-то Ирину Васильевну, выгодно ли ей возить сюда пасхальные наборы? Она ответила, как я и предполагал, нет. Можно и поближе людей найти. Говорит, что сознательно идёт на издержки, чтоб своих пайщиков поддержать. Люди ей свою землю доверили, и она за них теперь в ответе, – рассказывает Валиев.

Жить стало веселей

Для тех, кто хорошо зарекомендовал себя на производстве, существует особая форма поощрения – почти беспроцентная ссуда. Таких льготных кредитов, всего под три процента годовых, взяли на текущие нужды несколько десятков работников «Моей мечты».

– Я брала 50 тысяч на пять лет, чтобы оплатить учёбу детей, – рассказывает Надежда Задоркина. – Выплачиваю раз в год по 10 тысяч. В каком банке такой кредит возьмёшь?

Выйдя из конторы, оказался на широкой асфальтированной площади. Справа – ухоженный стадион, чуть подальше – два здания, отделанные сайдингом. Между ними и стадионом – совсем юная берёзовая роща.

– Я директор этой территории, – то ли шутя, то ли всерьёз заявил мужичок с метлой. – Сам попросился у Сагитовича на эту работу. Постоянно поддерживаем здесь порядок. Провели из канала воду для полива.

– А раньше здесь что было?

– Пустырь. И при советской власти, и тем более в 1990-е, мы здесь как в медвежьем углу жили. Только за последние два года всё это появилось, – сообщил Алексей Кудрявцев. – Всё благодаря Ирине Васильевне. Суровая женщина, но справедливая. И Дом культуры она отремонтировала. Жить стало веселей!

Если раньше в Щелкане дом можно было купить за 50 тысяч, то сегодня за 300-350. И молодёжь уже раздумывает, стоит ли покидать эти места.

– Мой сын учится в аграрном университете, был здесь на практике, – говорит Светлана Вайгум. – Так ему здесь понравилось! И Сагитович им доволен, говорит, чтоб приезжал на постоянную работу. Он согласен.

пос. Щелкан, Новоселицкий р-н, Ставропольский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин