А виноват дикий кабан...
Запасы охотничьих ресурсов далеки от оптимальных.
В ЯНВАРЕ закрылась охота на зайца. В письмах читатели газеты с тревогой спрашивают, что происходит – зайца становится всё меньше и меньше. Не грозит ли нам его полное исчезновение? А как обстоит дело с другими представителями фауны области, также интересуются охотники. Попробую удовлетворить их любопытство, ответить на вопросы читателей.
Сегодня те запасы охотничьих ресурсов, что присутствуют на территории Ростовской области, к сожалению, далеки от оптимальных. Утешает лишь тот факт, что по некоторым видам – самых ценных для нас – копытных животных на протяжении нескольких последних лет наметился явный рост численности. Взять, например, лося. Минимальная численность его была после 1990-х годов – 186 голов. А при пике – 1978-1989 гг. – их насчитывалось полторы тысячи. Потихоньку ситуация выправляется. По данным областного депохотрыбхоза, в прошлом году уже было 238 лосей.
Второй вид, который присутствует буквально в нескольких районах, – благородный европейский олень. Максимальная численность (1978-1979 гг.) – 1300 голов, минимальная опускалась до 850 голов. Сейчас 1008 голов. По оленю перспективы, тем не менее, самые большие – до трёх тысяч голов может жить у нас. Процесс этот небыстрый – оленуха становится половозрелой только к третьему году.
Пятнистый олень в своё время был расселён на больших территориях, сейчас обитает всего в четырёх охотничьих хозяйствах в количестве 250 голов. Косуля в прошлом году достигла пика своей численности на территории области. Было 2500 голов в 1978-1979 гг., стало 2615. Угодья области позволяют содержать 10-15 тысяч голов, необходимо только выполнение определённого комплекса мероприятий. Кабан – вид наиболее легко отзывающийся на все охранные, подкормочные и другие мероприятия. Пик численности составлял 6 тысяч голов. Если бы не случилась африканская чума свиней, в прошлом году область вышла бы на этот показатель. Был рост на протяжении нескольких лет, дошли до 4,5 тысячи голов – и тут АЧС. И установки на всех уровнях – максимально снизить поголовье, уничтожить и т. д. На самом деле уничтожение какого-либо вида животных противоречит законодательству РФ. Это, мягко говоря, бред ветеринарный. Представители этой службы не хотят почему-то читать законы, но тем не менее пытаются всё время бороться именно с диким кабаном, хотя основное распространение чумы происходит путём несанкционированных перевозок с заражённых территорий.
Плюс содержание свиней в ЛПХ без соблюдения необходимых условий. Виноват в первую очередь человеческий фактор, как принято сегодня говорить. Это признают все – Италия, Испания, Португалия, которые по 50 лет боролись с этой африканской чумой.
3082 кабана было в области по итогам прошлого года, и, скорее всего, численность его будет снижаться. Признать, что во всём виноват дикий кабан, – это самый лёгкий и удобный путь. А службы, призванные бороться с АЧС, как бы в стороне. Не очень радужная перспектива. Кабан находится в состоянии постоянного преследования.
Теперь о зайцах. Кстати, основные запасы зайца-русака на территории России сосредоточены в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. Здесь самая высокая плотность его. Во времена социализма был такой лозунг: доведём плотность зайца-русака на территории Ростовской области до 50 голов на 1000 гектаров вкруговую. Это порядка 450-500 тысяч зайцев. И это реально так и было. В некоторых районах доходило даже до 80 зайцев на 1000 гектаров. А сейчас численность зайца у нас около 130-140 тысяч – в три раза меньше. И плотность составляет 10-15 голов на тысячу гектаров.
Причины сокращения поголовья зайцев, честно говоря, не знают даже специалисты. Можно только строить предположения. Есть закон биологически значимых факторов. Их пять. Они определяют благосостояние, так сказать, популяции. И определяет именно количественный состав тот фактор, который находится в минимуме. То есть может быть наличие кормовой базы, мест укрытия, мест вывода молодняка, но серьёзное присутствие хищника – и оно будет лимитировать все остальные. Или преследование со стороны человека. Поэтому мы до сих пор не знаем, что является причиной такой низкой численности зайцев.
Один из вариантов объяснения ситуации, который озвучивают многие охотоведы, – огромное количество клеща. Находят трупы зайцев, которые полностью изъедены клещом. Раньше пастбища обрабатывались от клеща два раза в год – весной и осенью. Специальные прививки делались и скоту. Сейчас этого ничего не делается. В основном из-за дороговизны мероприятий – чтобы обработать один район, требуется 130 миллионов рублей. Самое опасное ещё и то, что клещ стал переносчиком таких заболеваний, как конго-крымская геморрагическая лихорадка. Каждый год умирают люди. И были уже случаи выявления этого вируса у зайцев.
Сельскохозяйственные палы и пожары – это то, что, как говорится, на виду. С этим боролись всегда, но лишь последние два года можно говорить о каких-либо заметных подвижках.
И третье. Система обработки почвы и уборки урожая. На поля пришла скоростная, широкозахватная техника – под сельхозорудиями гибнет молодняк. Хотя есть установленные правила проведения полевых работ, которые, увы, никто не соблюдает.
С полной уверенностью можно говорить только об одном: заяц-русак является самым традиционным и доступным для всех жителей области видом для охоты. И мы ответственны за сохранение запасов его в рамках Российской Федерации. Поэтому проблему нужно изучать и предпринимать меры для роста популяции.
За сезон в области охотниками добывается зайца порядка 10-15 процентов от общей численности. Это нормально. Но при этом взрывообразного роста поголовья, учитывая предполагаемое действие геометрический прогрессии, почему-то нет. Уже давно витает в воздухе вопрос о закрытии охоты на год-два-три. Частично такие меры приняты. В соответствии с постановлением правительства охота на зайца может осуществляться на территории Российской Федерации с 15 сентября по 28 февраля. Вот такой большой период.
А у нас постановлением областной администрации (по согласованию со специальными научными организациями) решили ограничить этот срок – охота на зайца разрешена всего два месяца: ноябрь – декабрь. Остаётся надеяться, что такой шаг благотворно скажется на увеличении популяции зайца.